Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Обзорные статьи — 03 Апрель 2013

Прошедший 26 марта 2013 года  в Государственном институте искусствознания  в сотрудничестве с  Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров круглый стол  по проблемам российского антикварного рынка собрал  многих его субъектов: антикваров, видных искусствоведов, музейщиков  и экономистов.

Модератором стала директор института, доктор искусствоведения Наталия Сиповская, которая сумела ввести горячую дискуссию в рамки  конструктивных предложений. В своём вступительном слове  она обозначила основные направления деятельности  отечественного рынка старого искусства. За двадцать пять лет развития антиквары сумели обнаружить, реставрировать и исследовать значительные художественные ценности. Второй неизменной составляющей  процесса стало формирование собирательского  сообщества; начали выявляться тренды в коллекционировании.  И третье, невероятно важное: наметилось сотрудничество антикваров и учёных-искусствоведов, обозначились  его рамки и реальные возможности. Кроме того,  именно рынок подтолкнул современное  искусствознание к новым исследованиям. 

Василий Бычков, президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров  и глава компании «Экспо Парк. Выставочные проекты», обстоятельно рассказал о развитии отечественного рынка старого искусства и актуальнейших его «необходимостях»; детально представил  присутствующим историю Российских салонов в ЦДХ, и участия в них отечественных негоциантов. На современном этапе несомненна  консолидирующая  направленность Салонов в ЦДХ. Важнейшей вехой развития рынка оказалось создание Конфедерации и объединения вокруг неё лидеров, формирование в её рамках важнейших институций: Гильдии оценщиков, института аттестации экспертов. Невероятно важно общение россиян с их европейскими коллегами, на новый этап развития оно вышло после  вступления Конфедерации в CINOA. Президент МКААД считает, что в настоящее время  возникла острейшая необходимость экономического анализа и прогнозирования ситуации на рынке: от практических «обсчётов» аукционных и галерейных продаж до выявления актуальных собирательских трендов и перспектив отрасли в целом.

«Хочу сразу перейти к практике, – сказал известный столичный галерист Ильдар Галеев, –  исследования необходимы, но в российских условиях не стоит преувеличивать необходимость внедрения методик и математических индексов. Отечественный рынок пока очень молодой – мы ходим  ещё «в коротких штанишках».  Рынок – саморегулирующаяся  система, поэтому никакие графики и индексы не покажут  истинного его состояния. На сегодняшний день лишь очень  немногие его участники в состоянии освоить предлагаемые методики оценок. В последнее время возник альянс науки и рынка, и такое сотрудничество  становится всё  более ощутимым. Статьи в аукционных каталогах стали интересны и научно обоснованы, чувствуется глубокая архивная составляющая во многих журнальных публикациях, даются ссылки, как это принято в научных трудах. Вот на такие  издания  Минкульт РФ мог бы давать гранты, как это происходит в других областях культуры. Российские антиквары, как и их коллеги во всём мире – это уникальные, единственные в своём роде хранители, а в российской  революционно-уничтожительной ситуации ещё и «добытчики» культурных ценностей.  Неизменно важная составляющая отечественного  арт-рынка  – это  ужасная художественная критика. Жанр пересмешничества берёт верх над серьёзным анализом и достойной оценкой деятельности галерей и предлагаемых ими вещей. Арт-критики должны уважительно относиться к галеристам и музейным кураторам. Невежественная журналистика создала в сознании обывателя негативный образ российского антиквара, да и всего отечественного рынка в целом. Не понимая сложности ситуации, а главное меры  материальной ответственности (антиквар отвечает за свои вещи собственными деньгами)  массовые издания создают мифы о рынке старого искусства, а сообщество коллекционеров и антикваров молчит при  появлении  агрессивных по тону статей и выступлений.

В. Э. Маркова, доктор искусствоведения, хранитель коллекции итальянской живописи ГМИИ  им. А. С. Пушкина,  высказала  уверенность в необходимости взаимодействия музейного искусствознания и рынка. «Я приветствую  искусствоведческую дискуссию по  насущным проблемам для рынка произведений искусства. Интересно было бы провести  его экономический  анализ. Сегодня все наблюдают  значительный по объёму ввоз западного искусства, но  зачастую  это искусство низкого уровня  и только засоряет отечественный рынок. Массовый европейский «завоз»,  к сожалению, это то, что на Западе называется brocante.

Какие механизмы оценки рынка существуют и насколько они применимы к России – вот основной вопрос, волнующий отечественное антикварное сообщество. Эту тему осветил в своём выступлении Михаил Каменский, генеральный директор «Сотбис-Россия».  Он рассказал о  принятых на Западе методиках подсчётов объёма продаж: статистика ведётся на  основе данных, предоставляемых налоговыми службами. Во всех крупных аукционных домах существуют отделы анализа информации. Однако в России подобная практика отсутствует, кроме того, бегство от налогов становится уже национальной чертой. Российские покупатели за рубежом ведут сделки от имени «островных» компаний, поэтому учесть долю продаж русского сегмента  бывает сложно даже на Западе. Показателями российской таможни невозможно воспользоваться ни для каких подсчётов: поведение таможенников в последнее время столь неадекватно, что даже те российские покупатели, которые собирались ввезти купленные вещи на родину, уже благоразумно отказались от своих планов. Интеллигентно  обрисовывая  сложившуюся  ситуацию, Каменский  сказал: «Учитывая неправильное поведение отдельных членов российского общества, антикварный рынок будет оставаться в сером поле».Интересно ответил М. Каменский на вопрос о существующей зависимости  рыночных трендов от политической ситуации в стране. Увеличившееся тяготение к русскому авангарду  и новаторскому искусству проявилось в период президентства  Дмитрия Медведева. В то время в обществе поддерживался  contemporary art, была утверждена престижная государственная  Премия им. Кандинского, проходили в большом числе и подобные выставки. Однако к концу 2011 года политическое противостояние  достигло  пика, у состоятельной части общества  обострились чемоданные  настроения,  и в тот момент элита  «отвернулась» от искусства.  В новую эпоху президентства Владимира Путина арт-покупатели обратились к классическому реалистическому искусству. Эстетические устремления состоятельных россиян – это следование «курсу партии». В России все аспекты существующей общественной жизни, в том числе и арт-рынок – прямое продолжение социально-политической  ситуации в  стране.

О том, что развитие  отечественного рынка  полностью зависит от социально-экономических условий,  подтвердил в своём выступлении А. Я. Рубинштейн, глава Сектора экономики Института искусствознания.  На  Западе арт-рынок исследуется посредством давно разработанных математических моделей  уже более 50 лет. К сожалению, в России такие инструменты, увы, неприменимы, поскольку нет реальных зафиксированных цен  на антиквариат, объёмов аукционных и галерейных продаж. В России невозможно определить  ни  собирательских предпочтений, ни количества реальных покупателей старины. «Налоговые органы и все новые законодательные  установления —  показатели абсолютно  недружественного отношения государственных  структур к рынку, — посетовал ученый-экономист. —  Возникает ситуация экономической абсурдности, которая со все новыми поправками в законодательные акты  увеличивают  эту абсурдность».

В заключение  многочасовой дискуссии  Н. В. Сиповская  высказала уверенность в дальнейших встречах исследователей искусства и антикварного сообщества. Для налаживания  связей, осмысления  процессов, происходящих на рынке необходимы маркетинговые исследования, имеющие научную основу.  

Во время круглого  стола в библиотеке была развернута выставка изданий, выпущенных антикварами. Эта научно-исследовательская, справочная литература, каталоги и альбомы  издаются на собственные средства. Они служат  необходимым рабочим «инструментом»  в каждодневной  галерейной практике. Фирма «Среди коллекционеров» представила  справочники по истории советского фарфора, монографии о скульпторах Дулёвского фарфорового завода и журнал «Среди коллекционеров».

Записала дискуссию Надежда Назаревская

(c) 2013 ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования