Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

Весной 2013 года в  ГМИИ  им. А. С. Пушкина  (Волхонка, 12) проходит выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» – совместный проект  Пушкинского и  Русского музеев, при  участии  Инвестиционного Фонда художественных ценностей «Атланта Арт».  

Графика Великого Карла, как его называли современники, редко в таком объёме показывается  широкой публике, поскольку свет губителен для неё.  Большая часть работ выполнена в конце 1820-х – начале 1830-х годов, во время первой поездки художника в Италию. Яркое южное солнце, непривычный для  петербуржца образ жизни захватили молодого художника, он стал повсюду делать наброски. Русские путешественники, уже  знавшие его по  Петербургу, заказывали ему  картинки из итальянской жизни. Особой популярностью пользовались небольшие живописные и акварельные этюды – их легко перевозить и вместе с тем это был прекрасный «сувенир», как мы бы сказали сейчас. Брюллов в письмах  подобные работы называл «картинами во фламандском роде (quadri di genre)».

Незамысловатые сценки, словно подсмотренные мастером на улицах или в храмах, в домах обычных итальянцев, наполнены юмором. Брюллов словно  рассказывает в изящно исполненных этюдах о жизни рядовых итальянцев.  Рисунки и акварели: «Женщина, посылающая поцелуй из окна», «На исповеди», «Прерванное свидание», «Жанровая сценка с итальянскими типажами», «Итальянка с ребёнком у окна» – все наполнены  сочным южным цветом, а фигуры словно высвечены  щедрым солнечным  светом.

Впервые представлен  публике «Итальянский альбом» Карла Брюллова, принадлежащий Фонду художественных ценностей «Атланта Арт», который на протяжении более полутора столетий хранился в семье Витгенштейнов. Альбом включает тридцать три рисунка и акварели, а также титульный лист с посвящением графине Стефании Витгенштейн (1809 – 1832). Рисунки не составляют целостного собрания брюлловских работ, они были вклеены в альбом и пронумерованы владельцем. Для данной выставки  все произведения сняты с паспарту и экспонируются как отдельные листы. Часть рисунков художник 3 апреля 1832 года подарил в Риме графине Стефании Витгенштейн, урождённой Радзивилл, именно эта дата  стоит на титульном листе альбома. Другие рисунки и акварели могли оказаться в семье Витгенштейнов ранее 1832 года или даже позже. Муж Стефании Витгенштейн, граф Лев Витгенштейн (1799–1866) долгое время поддерживал дружеские отношения с Брюлловым и встречался с ним и в Италии,  и в Петербурге. Созданные на протяжении небольшого отрезка времени (в конце 1820-х – начале 1830-х годов) рисунки и акварели — свидетельство  увлечённости  Брюллова итальянскими жанровыми мотивами.  

Впервые в Москве представлены  также четырнадцать акварелей и сепий, входящих в серию  «Итальянские натурщики в национальных костюмах» (1828 – 1829 гг.) – их судьба столь же необычна. Работы обнаружены в Петрограде  в 1920 году А. Н. Бенуа и  П. И. Нерадовским в особняке Нарышкиных, покинутом владельцами.  В Русский музей удивительная находка  поступила в 1926 году из Государственного музейного фонда; одна работа из этой серии – «Старик, сидящий на камне»  в 1932 году передана в Культурно-исторический музей Армении.  Среди исследователей творчества Карла Брюллова на протяжении десятилетий  данные произведения вызывали разные оценки – от восторженного отношения к этим натурным штудиям, столь не похожим на известные акварельные «итальянские жанры» художника, до отрицания принадлежности  к наследию мастера. «Они, – отмечала О. А. Лясковская в 1940 году, – написаны с такой силой и суровым реализмом, что, приписав их К. Брюллову, придётся ещё расширить границы диапазона его творчества». Очень  интересно увидеть полностью серию на столичной выставке одновременно с новыми материалами из «Итальянского альбома», принадлежащего Фонду  «Атланта Арт».

Пушкинский  музей  представляет  ранее не экспонировавшиеся произведения:  рисунок «Мальчик с осликом у колодца»  и карандашный набросок «В церкви». Для сравнения  устроители  соединили  в пространстве выставки  три жанровые сценки: «Сон бабушки и внучки», «Сон монашенки», «Сон молодой девушки перед рассветом, в то время как за окном пастух трубит в рожок», хотя обычно «спят» эти персонажи в разных музеях. Именно такого рода акварели – сентиментальные, забавные и смешные своей откровенностью, удивительные фантастическим мастерством художника невероятно интересно рассматривать в единой целостной,  продуманной и научно подготовленной экспозиции. 

Выставка продлится до 12 мая 2013 года.

Надежда Назаревская

(c) 2013 ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования