Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
«Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932» в столичной галерее «Элизиум»

Галерея «Элизиум» представила зрителям новый проект – «Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932», продолжая давно найденную ею на антикварном пространстве  собственную  тему, связанную с авангардным театром. Новаторские балеты  Голейзовского нельзя ныне увидеть – в ту эпоху не было видео. Но попытаться  в полной мере оценить масштаб его деятельности можно на этой уникальной выставке.

Касьян Голейзовский (1892–1970) родился в семье танцовщиков Большого театра; после окончания балетной школы здесь же и работал, исполняя небольшие партии, однако язык классического балета  казался  ему устаревшим. В начале  XX века отечественное изобразительное искусство обрело новые формы в авангарде. Голейзовский привнёс новаторский язык  в пластику.

В экспозиции показан самый значительный и плодотворный этап в жизни балетмейстера – с середины 1910-х до 1932 года. Ранний период творчества пришёлся на время становления и развития русского авангардного театра 1910–1920-х годов. Оформление сценического пространства и театральный костюм — часть пластической концепции Голейзовского. Будучи от природы одарённым художником, он сотрудничал лишь с теми, кто был талантлив и отвечал его новейшим исканиям. Для этих художников недолгое время русского классического авангарда стало периодом высших достижений в театральном искусстве.

На выставке можно увидеть редчайшие работы и известных ныне мастеров, и совсем уже забытых: П.  Галаджева, В.  Ефимова, Н.  Мусатова, А.  Петрицкого, Г.  Пожидаева, А.  Родченко, М. Сапегина, Н.  Сибиряковой-Голейзовской, Б.  Эрдмана, С.  Юткевича. Рисунки самого К. Я. Голейзовского представляют художника неординарного, в полной мере владевшего всеми изобразительными средствами.

За несколько лет балетмейстер  в своих синтетических постановках прошёл динамичный путь: от кубистической стилизации в эскизах Г. Пожидаева для балета «Маска Красной смерти» (1919) — к конструктивистскому оформлению танцевальных композиций перв. пол. 1920-х годов Б. Эрдмана и А. Петрицкого. В постановках К. Голейзовского изменяется сам тип сцены балетного театра, впервые появляется декорация-конструкция. Он применяет конструктивистское оформление в балетах «Сарказмы» (1922); Б. Эрдман  и  А. Петрицкий  разрабатывают для него конструктивистские сценические декорации к балету «Фавн» (1922) и «Смерть Изольды»(1924). Совершенным образцом конструктивистских поисков Голейзовского  1920-х годов стали  декорации Б. Эрдмана к балету «Иосиф Прекрасный» (1925).

Художников, с которыми он сотрудничал, объединяла общая эстетика, и в то же время каждый из них обладал собственной творческой индивидуальностью. В эскизах Галаджева кубизм и конструктивизм гармонично  воплотились в изящные формы. Костюмы, созданные  Мусатовым, не скрывали от глаз зрителя пластику обнажённого тела танцовщика, а напротив, подчёркивали её летящими, яркими элементами — лентами, тканями, и это бесконечно разнообразило зрелище танца, дополняя движение и позы. Б. Эрдман был самым изобретательным концептуалистом, как мы бы сказали ныне,  его  лаконичные композиции, сделанные в конструктивистской стилистике,  обогащались выразительными деталями.

Выставка в «Элизиуме» приурочена к 120-летию со дня рождения выдающегося русского балетмейстера и организована совместно с Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, Музеем Государственного академического Большого театра России, Государственным центральным музеем кино, Российским Государственным архивом литературы и искусства и фондом «Сохранение творческого наследия Касьяна Голейзовского». Музеи и архив предоставили 68 произведений из своих собраний; всего же демонстрируется более 200 экспонатов. Сегодня можно сказать, что Касьян Голейзовский был пророком нынешнего модерн-балета.

Уникальный проект включает  научный каталог, в котором  опубликованы 207  произведений (некоторые — впервые); приведены уточнённые биографии художников и статьи известных специалистов Е. Я. Суриц и И. Н. Дуксиной. Впервые дана подробная иллюстрированная хроника событий творческой жизни К. Голейзовского с 1909 по 1932 год. Собранная по крупицам в различных архивах и почти забытых научных публикаций она объёмно представила  богатую и разнообразную творческую деятельность балетмейстера и участие в ней современников-художников театра. Хроника, статьи и биографии сопровождаются репродукциями из журналов 1910–1920-х годов, редкими фотографиями из частных и государственных архивов. Каталог, снабжённый справочным аппаратом, в том числе аннотированным именным указателем, станет бесценным пособием для антикваров и собирателей декорационного искусства.

Надежда Назаревская

(c) 2013 ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования