Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

В «Новом Манеже» (Георгиевский пер.,3/3)  12  февраля  2013 года открылась культурно-историческая выставка «Всё на продажу! История русской вывески». Кураторы  проекта исследовали  феномен вывески, т. е. публичной, уличной рекламы товаров и услуг. Творческое осмысление столь обширной темы объединило в выставочном пространстве  около 300 разнообразнейших экспонатов:  оригинальные вывески, живопись, графику, упаковку,  рекламные объекты. В двух просторных залах соседствуют предметы из  фондов Музея В. В. Маяковского, Музея истории Санкт-Петербурга, Третьяковской галереи, ГИМ, Музея Москвы, Московского Музея современного искусства, Музея Упаковки, галереи «Антик-Маркет» и частных коллекций.

В конце XIX – начале  XX  века русская изобразительная вывеска вобрала новации отечественной кульутры, и потому она обрела  свой   яркий, образный язык. Художники русского авангарда внесли весомый вклад в уличную торговую стихию. Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Александр Шевченко, Илья Машков, Пётр Кончаловский сделали вывесочную  живопись  ярким явлением в искусстве. Картины Нико Пиросмани ещё раз показали, что вывеска требует  полной самоотдачи, и в итоге родился великий  мастер.

Бытование вывески  в городской повседневности стало фактом  материальной культуры,  и в то же время это  факт искусства, архитектуры и дизайна. В России вывеска не имела длительной биографии: первые образцы в музейных собраниях датируются концом XIX века. Вывески-вещи, вывески-эмблемы – золочёные кренделя и виноградные грозди, перчатки, сапоги, часы и шляпы исполинских размеров – чаще всего размещались на углах домов. На выставке зритель буквально застывает перед гигантским чёрным  сапогом – когда-то зримым указателем обычной обувной мастерской.  

Первыми знаками различных мастерских были цеховые знамёна, учреждённые при Екатерине II – их она позаимствовала, естественно из Европы. Но привнесённая геральдика и декоративное оформление не мешали русским живописцам рисовать на шёлке бородатых квасников, полотёров в косоворотках и маляров в картузах. Эти квадратные, достаточно большие  знамёна парикмахерского и цирюльного, слесарно-кузнечного, гребёночного, точильного, кровельного, булочного и кондитерского цехов можно рассматривать под стеклом витрин. Эти же художники  затем рисовали и вывески, изготавливавшиеся сначала из дерева и фанеры, и потому недолговечные. С изобретением и распространением технологии воронения железа, предохранявшей металл от ржавчины, живописная вывеска «облепила» фасады булочных, мясных, зеленных, сливочных и свечных лавок, сапожных мастерских, трактиров и парикмахерских.  Представленные  в экспозиции вывески очень интересно рассматривать  —  художники так ярко рисовали фрукты, овощи и прочую снедь, что даже  безграмотный легко находил лавочку.  Рекламируемый продукт невероятно изобретательно  воплощался в самых различных видах, в том числе и в упаковке. На выставке посетители, восклицая: «И у меня такая коробочка есть – от прабабушки досталась!» —  надолго задерживались у  большой витрины с коробочками чая и конфет. И тут же рядом настенное зеркало в  «чайной» раме. Это предметы из коллекции  известного собирателя Леонида Лифлянда.  А торговое оборудование –  громоздкие, блестящие кассовые аппараты и старинные весы представила на удивление посетителей антикварная галерея «Антик-маркет».

В разделе постреволюционного вывесочного искусства поражают своей изобретательностью Александр Родченко и Владимир Маяковский.  Их плакаты переводились даже на арабский язык. «Раскупай рабочий люд – лучшие калоши привёз верблюд» – и вот он гордо  вышагивает по арабской вязи текста. Ностальгический восторг вызывали у посетителей вывесочные артефакты 1980–х :  объёмные витрины с часами, объявления о сдаче бутылок  с изображением  оных, указатели  складов, издательств, и даже акушерка напоминала о своих услугах. Сменилась эпоха, мировые бренды пришли  на смену русской рекламе. А у неё было такое национальное и выразительное лицо!  

Выставка  продлится до  31 марта 2013 года.

Надежда Назаревская

(c) 2013 ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования