Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Другие новости — 18 Февраль 2013
Возрождение подмосковной бабенской игрушки

Если Вы хотите узнать людей, приглядитесь, как и чем играют их дети…

(С. Глаголь, «Русская народная игрушка в XIX веке»)

В имперские и советские годы о бабенской деревянной игрушке слышали все. Сейчас с историей подмосковного «Бабенского токарного промысла» знакомят детей местные учителя — массовое, промышленное производство игрушки в Подольском районе перестало существовать, а профессия токаря по дереву стала экзотической. Сегодня старейший и крупнейший для XIX века  промысел представлен художественной школой-мастерской в посёлке Шишкин Лес, возглавляемой Сергеем Валентиновичем Видановым. Он — хозяин токарного производства и главный мастер, автор ряда книг и публикаций, посвящённых этой теме: «Бабенский игрушечный промысел» (2002), «Бабенская игрушка. Энциклопедия» (2006),  «Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины XIX — начала XX вв.» (2004). Именно он  встаёт к станку во время проведения мастер-классов, без устали рассказывает и показывает как создаётся уникальная, рукотворная игрушка: изготавливается и расписывается. При школе существует музей, среди экспонатов которого  игрушки, выточенные из дерева, — многоместные матрёшки, разъёмные шары и горшочки, грибы, совы, пирамидки, кукольные наборы, погремушки, есть и исторические документы, фотографии, периодические издания, посвящённые промыслу. 

На все эти кустарные изделия, изготовленные в деревне Бабенки, расположенной недалеко от современного посёлка Шишкин Лес, по старой Калужской дороге, в XIX-начале XX  века был повышенный спрос. Проверенный товар хорошо раскупался перед Рождеством, расходился по всей Российской Империи.  Изделия подмосковных токарей получали дипломы международных выставок-ярмарок и экспортировались в другие страны. Два уникальных экспоната того времени: 100-местное полированное яйцо токаря Ф. Е. Ромахина и крохотные бирюльки И. В. Сазонова — до сих пор хранятся в Музее игрушки (Сергиев Посад).  Высокий уровень мастерства позволял кустарям создавать  сложные в исполнении, многоместные токарные изделия — шар в шаре, а, например, «вкладные» 50-местные яйца делали многие мастера. И даже знаменитая на весь мир русская матрёшка во многом обязана своим появлением бабенским токарям, имевшим связи  с Сергиевым Посадом, — «бельё» для росписи поставляли в Посад из Бабенок Подольского уезда, где впервые и была налажена промысловая выточка таких изделий.  Из Подольской губернии родом мастер Василий Петрович Звездочкин, который, переехав в Москву, стал одним из авторов русской матрёшки. Здесь же в  Подольском уезде изготавливали необходимые в быту бухгалтерские счёты.

Центр промысла  находился в Вороновской (деревни Бабенки, Голохвастово, Шубино, Пудово, Троица, Сипягино, Старо-Свитино, Логиново, Бакланово) и Краснопахорской (деревни Малинки, Филино, Чириково, Никольское) волостях. Им в разные годы было охвачено более 40 деревень.  В ассортиментный ряд Вороновской волости входили пустоте­лые игрушки, имевшие внутреннюю обточку и изделия с на­ружным точением или небольшим внутренним (грибы, яй­ца, раскрывающиеся яблоки, рюмки, чашки и прочее). У то­карей Краснопахорской волости с начала XX в. сложился свой вид продукции: шахматы, шашки, крокеты, кегли, бочонки для лото и бирюльки (крошечные токарные игрушечки — миниматюрная посуда, овощи, фрукты).

Особый интерес вызывали бирюльки, которые могли производить из кости или же из дерева, как в Подольском уезде. Выражение «играть в бирюльки» широко известно — оно означает заниматься суетным и бесполезным делом, однако в царской России игра получила широкое распространение. К началу XX века она распространилась на все сословия, была не только детским, семейным, но и светским развлечением. Затейливые бирюльки в коробочках разных форм и размеров продавались в московских магазинах в комплекте с шоколадными наборами. Во второй половине XX века игра оказалась практически забыта, выражение «играть в бирюльки» утратило свою историческую основу. Интерес к ней возник только в последние годы. Традиционно набор состоял из маленьких крючочков и миниатюрных выточенных предметов. Смысл игры состоял в том, чтобы с помощью крючков аккуратно достать из сложенных в кучу мелких предметов один, не потревожив при этом все остальные. Победителем объявлялся тот, кто смог добыть больше вещиц. Бирюльки в виде домашней утвари могли использоваться детьми и в других играх, например, в качестве кукольных сервизов. Купить комплект бирюлек можно в возрождённой мастерской бабенской игрушки.

Главным сырьем для мастеров была липа — из неё делали разъёмные погремушки и грибы, вкладные ша­ры, яйца, чашки, матрёшки. Осину, березу, клён, яблоню и ольху использовали для изготовления пирамид, кеглей, кроке­та, шахмат, бирюлек, настольных детских игр. Многие тока­ри достига­ли виртуозного мастерства, вытачивая изящные бирюльки из пальмовой древесины, комплект которых мог поместиться в ореховой скорлупе. Из можжевельника создавали  бусы, кукольную посуду, са­моварчики. Заготовки древесины вели до Петрова дня (12 июля), затем с них снимали кору, распиливали на части, сушили. Мастеру, точившему различные вкладные игрушки, на сезон работы обычно требовалось до двух кубометров древеси­ны. Занимались работой в специально построенных помещени­ях под одной крышей с жилой избой или отдельно, где устраи­вали печь и ставили токарные станки. По стенам от пола до по­толка сооружали нары для подсушивания древесины. Выточен­ные изделия шкурили, затем окрашивали, полировали. К поли­туре добавляли разные красители — фуксин, крон канареечный, ультрамарин, сажу. Во время вращения на станке краска тон­ким слоем ложилась на поверхность изделия, а последующая полировка придавала игрушкам необыкновенный блеск.

Инструменты мастера покупали в Москве, но чаще заказывали у местных кузнецов. Красители и растворители  приобретали в местных лавках. Работали круглый год, с перерывом на два летних месяца (июль, август), чтобы убрать урожай со своих наделов. Детей приобщали к станку с 12-13 лет, учили, как правило, два года: начинали  с изготовления несложных предметов или с полировки (механической окраски игрушек на станке).

Готовый товар отвозили в Москву в игрушечные лавки Щербакова, Аксенова, Дойникова (последний имел магазины и в Петербурге). Наиболее известными были лавки В. М. Дойникова, управлявшего несколькими магазинами и основавшего династию продавцов игрушки. Добужинский вспоминал: «Если мы с папой шли в Гостиный Двор, то обязательно бывали в игрушечной лавке Дойникова, в воротах (где всегда дул страшный сквозняк), битком набитых самыми соблазнительными игрушками, и я всегда что-нибудь приносил домой…» За неделю токарь мог сделать около трёхсот изделий, выручая при этом в среднем за каждое до 3 рублей 15 копеек и имея чистой прибыли около 2 рублей. За вкладное 50-местное яйцо платили 6 рублей 50 копеек, за 18-местную матрешку — 27 рублей, а комплект бирюлек оценивали в 13 рублей 20 копеек за дюжину.
После Декрета народных комиссаров «О мерах содействия кустарной промышленности» (1919 г.) в Московской губернии повсеместно появились токарные артели: Бабенская, Осоргинская, Ликинская, «Апрелевский токарь», улитинская «Сельчанин», сергиево-посадская «Дитяшко» и др. В артели могло состоять до 300 мастеров. Работали в несколько смен и уже не на дому, а в цехах. В 1920-е годы изделия кустарных промыслов хорошо продавались на Западе, особым спросом пользовались токарные самовары. До 1930 года мастера работали относительно независимо — сами ездили на рынки, брали учеников.
В 1926 году в селе Вороново организовали школу кустарного ученичества (сокращенно ШКУ, а позднее ФЗУ) для подготовки специалистов-игрушечников: токарей, полировщиков, раскрасочников. В первую половину дня преподавали общеобразовательные предметы, после обеда — «токарку», начиная с самых азов — как правильно обтесать и забить чурку до освоения технологии создания трудоёмких «выборных» вещей. В 1941 году школу закрыли.
За время существования здесь подготовили около 500 мастеров по изготовлению деревянной игрушки. С началом агрессивной политики коллективизации мастера потянулись в город, увозя с свобой опыт и традиции создания токарной игрушки. В годы ВОВ мужское население призвали в армию, в токарных артелях работали лишь женщины. Вместо игрушек они точили ручки для сапёрных лопат, детали к вещмешкам и палаткам. До войны игрушечный ассортимент насчитывал до 250 наименований, а после — лишь до 50 видов. Вместо закрытых Вороновской, Свининских артелей и Вороновской ШКУ осталась одна игрушечная артель «Полированная игрушка» в деревне Бабенки.
С середины 1950-х годов в артель начинают поступать выпускники Загорской профтехшколы. В 1963 году организован выпуск изделий с выжигой (выжиганием) и модернизированы станки для изготовления уникальных токарных игрушек. На фабрике трудились 117 человек, из них только 8 токарей-надомников. В 1970-е годы в Бабенках пошла мода на большие матрёшки, самовары, бочата, банки, которые мастера точили исключительно для себя и родни, причём в матрешку частенько вкладывали бутылку.
В конце 1980-х — 1990-е годы «русскими сувенирами» заинтересовались иностранцы, они сильно подорожали. Покупали у бабенских мастеров матрёшки и яйца, за которые частным образом платили в 6 раз больше, чем на фабрике. Однако через несколько лет мода на токарные изделия прошла. Фабрика закрылась, к этому времени С. В. Виданов оказался практически единственным на бабенской земле человеком, кто свое ремесло не бросил — на производстве он работал в цехе росписи, токарному ремеслу обучился самостоятельно. После службы в армии окончил Московское училище прикладного искусства, стал профессиональным художником.
К середине 1990-х годов можно было констатировать полное разрушение слаженной системы производства и реализации традиционной русской деревянной игрушки — в московском Центральном Детском мире была лишь одна секция с отечественными игрушками.
 Муниципальный центр дополнительного образования детей «Бабенская игрушка» открылся 1 сентября 2001 года. После освоения четырёхлетней образовательной программы учащиеся получают диплом о художественном начальном образовании. По старинным образцам С. В. Виданову удалось восстановить вместе с ребятами почти весь обширный ассортимент бывшей Бабенской фабрики, создаются и новые изделия.»Поколение, на бабенских игрушках воспитанное, в космос прорвалось. И недаром. Наши игрушки действительно развивают и настраивают на созидание», — говорит Виданов, рассказывая  о воссозданной мастерской.
 
(c) 2013 ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования