Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

Георгий Дионисович Костаки (1913–1990) – один из самых известных коллекционеров России –  «отмечает» своё 100-летие в Третьяковской галерее. К такому важному юбилею музей наконец-то показывает публике его коллекцию. Выставка названа «Выезд из СССР разрешить…» и, вслед за экспонируемыми иконами, картинами и графикой русского авангарда и нонконформизма, а также народной игрушкой показаны документы о выезде Костаки из СССР, лежавшие в архивах КГБ .

Вернисаж собрал всю художественную и антикварную Москву. С воспоминаниями выступили дочери коллекционера.  Костаки сохранил для России её уникальную художественную идентичность – редкие иконы и русский авангард. Именно такой значимый вклад внесла Россия в мировую сокровищницу искусств.

Эта необычная выставка  знакомит широкую публику с личностью Г. Д. Костаки и с его грандиозной коллекцией. Экспозиция открывается большеформатными фотографиями Костаки в кругу семьи и друзей. Он был редкой фигурой в культурном пространстве столицы 1960–1970-х годов. Его дом был местом, где молодые художники могли познакомиться с произведениями русского авангарда, нигде более тогда не выставлявшимися. Послы, дипломаты, директора крупнейших зарубежных музеев в разное время стремились попасть туда, чтобы увидеть легендарную подборку. В экспозиции ГТГ воссоздана знаменитая квартира коллекционера.

Костаки родился в Москве –  в семье греческих коммерсантов и, оставаясь греческим подданным большую часть жизни, в ней и прожил. Работал администратором в канадском посольстве. Ещё в молодости он увлёкся коллекционированием — в начале пути коллекционера  это были голландцы, затем русская икона и народная игрушка. Но центровым увлечением на всю жизнь стали русские авангардисты, в советскую эпоху жёстко отринутые, а попросту – вычеркнутые из отечественного искусства. Многие, к их счастью,   успели умереть к 1930-м годам –  страшной эпохе гонений и арестов художников-формалистов.

Костаки стал первым коллекционером, который понял ценность искусства русского авангарда. Работы, которые современники Костаки относили к «никому не нужному мусору», он приобретал у самих художников и их наследников, тем самым материально поддерживал их. Многие произведения он спас от разрушения и уничтожения. К концу 1980-х годов собранный «греком-чудаком» «хлам» превратился в одну из самых ценных коллекций в мире. Странный спаситель «странных» картин стал объектом пристального внимания КГБ: за ним следили, сожгли его дачу, в которой хранилась часть коллекции. Жизнь в СССР становилась для Костаки тяжёлой, полной опасений за семью, за свою коллекцию, за свою жизнь.

Напряжённая атмосфера, особое «внимание» сотрудников спецслужб, ухудшение здоровья привели к тому, что в 1977 году Костаки был вынужден принять решение о выезде за границу. В обмен на разрешение на выезд ему «настоятельно рекомендовали подарить» часть коллекции. И он был вынужден написать официальное заявление о дарении части коллекции Третьяковской галерее. Это предложение было принято. Специальным решением Секретариата ЦК КПСС семье Костаки разрешили выехать и оставшуюся часть коллекции «в порядке исключения вывезти из СССР за границу». Также было гарантировано право «в случае соответствующего обращения разрешить Г. Д. Костаки и членам его семьи возвращение в СССР с правом на постоянное жительство». Перед отъездом Костаки передал собрание икон в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Уникальную коллекцию народных игрушек Н. М. Церетели, которую Костаки в своё время приобрёл и тем самым спас, тогда же он «подарил» государству; в 1990-е годы она  стала частью Музея-заповедника «Царицыно».

В Третьяковскую галерею поступила наиболее значительная и ценная часть дара – коллекция авангарда, насчитывающая 142 произведения живописи и 692 графические работы, в которой представлено свыше сорока русских художников. Благодаря дару Костаки собрание ГТГ пополнилось шедеврами мирового значения: «Портрет Матюшина» К. Малевича, «Симфония Шостаковича» П. Филонова, «Красная площадь» В. Кандинского, «Живописная архитектоника. Чёрное, красное, серое» Л. Поповой, «Пробегающий пейзаж» И. Клюна. Немногие работы из этой коллекции начали показывать, с середины 1980-х годов – ныне они находятся в постоянной экспозиции музея, но в большей степени «путешествуют» по миру – экспонируются на выставках в крупнейших музеях.

Произведения, официально вывезенные Костаки за рубеж, с конца 1970-х годов путешествовали по миру, преумножая популярность русского авангарда в Европе и Америке. В 2000 году правительство Греции приобрело эти работы, и они стали основой Музея современного искусства в городе Салоники.

Подготовка масштабного выставочного проекта длилась несколько лет. Нынешняя выставка включает более 200 экспонатов и представляет широкий круг интересов Костаки: иконопись XV–XVIII веков, шедевры русского авангарда – уникальные работы В. Кандинского, К. Малевича, Л. Поповой, К. Редько, П. Филонова, М. Шагала, А. Экстер, а также творчество художников-нонконформистов – А. Зверева, Ф. Инфанте-Арана, Л. Кропивницкого, О. Рабина и др. Специально к выставке были отреставрированы  произведения: В. Чекрыгина «Мужской портрет» ( 1914), К. Петрова-Водкина «В трамвае» ( 1936), впервые раскрыты обороты двухсторонних работ А. Родченко «Сюрреалистическая абстракция» ( 1943) и «Борцы» (1935–1938) и картин И. Клюна «Автопортрет (1909–1910) и «Супрематическая композиция» (1910-е). Многих художников зритель откроет как бы заново – с неизвестной стороны их творчества. Мастера русского авангарда, найдя мощные художественные – новаторские средства, создав яркие необычные образы, сумели передать суть разрушительного, революционного, «красного» режима. В экспозиции можно будет увидеть и живописные опыты кисти самого Костаки.

Показываются также рассекреченные только в 2011 году документы по передаче коллекции государству, раскрывающих сложный процесс принятия решений о судьбе Костаки и его картин. Но, увы, не представлена часть коллекции Костаки, вошедшая в фонды Музея современного искусства г. Салоники. Значительная часть живописных произведений из этого музея опубликована в альбоме-каталоге, подготовленном к выставке. Эти работы вошли также в видеоряд фильма (его можно посмотреть на выставке). Видеофильмы знакомят также с редкими книгами 1910–1930-х годов и агитационным фарфором, книгами с автографами гостей квартиры из собрания греческого музея, перепиской Костаки с художниками и деятелями мировой культуры из архива семьи коллекционера. Ещё в 1970-е годы Костаки мечтал о том, что в России построят музей современного искусства, где будет храниться вся его коллекция авангарда и работы художников нонконформистов. Музея до сих пор нет. Но лучшая часть коллекции Костаки хранится в национальном музее РФ. Коллекционер с абсолютным вкусом, коллекционер-провидец оставил России подлинные сокровища.

К выставке издан толстенный, многостраничный альбом-каталог. Впервые в полном объёме представлена исчерпывающая история собирания коллекции; опубликована биография Костаки. Изобразительный ряд альбома представляет известные, и ранее не публиковавшиеся работы из коллекции Костаки, а также и его собственные произведения с комментариями. В издание включены воспоминания членов семьи коллекционера, его друзей, художников.

Выставка открыта с 12 ноября 2014 по 8 февраля 2015.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования