Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Другие новости — 11 Ноябрь 2014

Самым значимым результатом прошедшего в октябре XXXVII Российского антикварного салона  в ЦДХ стало обнародование для прессы социологических исследований отечественного рынка старины. Оно финансировалось, и было проведено по заказу Международной Конфедерации антикваров и арт-дилеров группой специалистов Института искусствознания под руководством профессора А. Я. Рубинштейна. Исследование проводилось в рамках предыдущего XXXVI Антик-салона. Для анкетирования было привлечено 1158 посетителей. В первые дни посетителей для заполнения анкет выбирали каким-то загадочным способом, в результате чего, многие известные коллекционеры так и не были опрошены, затем материалы стали собирать более тщательно. Однако даже за неделю регулярного посещения салона многие собиратели — старожилы так и не были приглашены для заполнения анкеты, возможно, не смогли привлечь к себе внимание яркой одеждой. Это было отмечено многими антикварами и дилерами.  Заполненные анкеты обрабатывались математически с помощью специально созданной программы. Анкета, разработанная специалистами Института искусствознания, состояла из трёх основных частей и содержала 16 вопросов. По свидетельству руководителей опроса, посетители салона относились позитивно и ответственно к заполнению анкеты. Ответы на все 16 предложенных вопроса – весьма объёмный материал, мы представляем широкой публике наиболее интересные семь вопросов/ответов, наверное, самые  существенные для нашего рынка.

Первый. Наличие предметов антиквариата в семье родителей и родственников. – Интерес к коллекционированию предметов антиквариата является во многом наследственным и культивируется семейной традицией. Три четверти респондентов имели в своей семье предметы антиквариата. И, прежде всего, – это «родовые» коллекционеры: в разделе мебель – 84,7% и бронза – 83,7%, фарфор – 815%, графика – 84%, книги – 80,2%, т.е. это те респонденты, которые выросли в антикварной обстановке. Живопись коллекционировали в семьях несколько меньше – 77,8%. Однако важно отметить, что в современной России практически каждый четвёртый посетитель салона начинает приобретение произведений искусства «с чистого листа».

Второй. Возраст первой покупки предметов антиквариата. — Чаще всего страсть к коллекционированию предметов антиквариата «просыпается» в студенческом возрасте. Каждый пятый посетитель указал 17-25 лет как возраст совершения первой покупки; 16,4% указали период – 26-35 лет. В более зрелом возрасте аудитория приобщается к приобретению антиквариата менее активно: 10% — 36-45 лет; совсем мало – 2,4% — 46-55 лет, ну а в более «зрелом» возрасте покупает свою первую вещь всего 0,8% респондентов. Следовательно, российским антикварам стоит обратить усиленное внимание на молодёжь, покупателей в возрасте 17-45 лет.

Третий. Источники покупок антиквариата. — Самый, пожалуй, насущный вопрос для антикваров – где же их потенциальные клиенты предпочитают приобретать антиквариат. И оказалось, что это открытые площадки – ярмарки, выставки-продажи, салоны и аукционы, именно там совершаются приобретения, это — 71% таких покупателей и почти вдвое меньше -38,4% покупают вещи у дилеров и частных владельцев. В этой – подавляющей группе покупателей старого искусства 27,6% приобретений происходит на выставках и ярмарках, и лишь 13,3% покупок совершается на аукционах. Верхнюю планку аукционных покупок держат зарубежные аукционы,  российские аукционные дома пользуются меньшим спросом. Такая ситуация, вероятно, объясняется значительным разнообразием товарного предложения за рубежом и, безусловным распространением Интернета.

Четвертый. Каковы препятствия, стоящие на пути развития отечественного антикварного рынка?- Конкретные причины заключаются в следующем: недоверие к экспертизе – её назвал каждый четвёртый респондент. Каждый пятый опрошенный указал на недостаточную платёжеспособность населения, и этот же пятый опрошенный указал ещё на одну существенную причину – дефицит информации об антикварном рынке, его закрытость. Значительная часть опрошенных – 18% отметили как препятствие к развитию нашего рынка — существующее в этом сегменте законодательство и 11% респондентов указали на высокие налоги при покупках антиквариата. В беседах с исследователями  (уже вне рамок анкеты) посетители салона указали ещё на несколько на их взгляд объективных препятствий к развитию отечественного рынка: международные отношения/кризис; высокие налоги/таможенные барьеры; криминализированность антик-рынка; незаинтересованность населения в приобретении антиквариата. Мы назовем эту незаинтересованность – отсутствием антикварной культуры и «непросвещенностью» народа по поводу антиквариата. Существенным препятствием опрашиваемые считают отсутствие блошиных рынков, а также и завышенные цены при продажах.

Пятый.Приобретение предметов антиквариата на XXXVI Российском антикварном салоне. Что же вс`-таки предпочитают покупать посетители антик-салонов в ЦДХ и покупают ли что-нибудь вообще: 18,7% публики ответили утвердительно, т.е. они что-то приобрели; расплывчатый ответ — «планирую приобрести позже – до закрытия салона» дали 35,4% опрошенных, а 38% посетителей приходят, чтобы попросту «поглазеть». Что же все-таки конкретно покупают на салонах: 31,5% покупок падает на иконопись; 28,4% – на фарфор, серебро – 26,7%. Живопись собрала наименьшие показатели – на нее приходят «смотреть». Парадоксальная ситуация сложилась в потребительском спросе на живопись. На вопрос о предпочтениях по предметам коллекционирования – живопись доминирует, а конкретных приобретений в этом сегменте значительно меньше, чем в других направлениях Важно подчеркнуть, что наиболее стабильным контингентом любителей антиквариата являются собиратели фарфора, мебели, бронзы. Живопись любят гипотетически¸ не вкладывая в эту привязанность собственные деньги.

Шестой. Причины отказа от покупок. — Основной ответ — прост: слишком высокая цена, особенно опять же  на живопись, которую см. пункт 5 ходят на салон  «просто смотреть». Многие посетители сомневаются в подлинности выставленных на ярмарке антиквариата вещей – 15-16% опрошенных.

Седьмой. Готовность посетителей Салона потратить определённые суммы на приобретение антиквариата. — Готовы потратить до 10 тыс. руб. — 18,7% посетителей, почти каждый третий – 30,9% респондентов – независимо от конкретности предмета антиквариата и темы — готовы потратить от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб., каждый седьмой посетитель – 14% готовы вложить в антиквариат от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб., и лишь 4,3% посетителей готовы к покупкам свыше 1 млн. руб.

Мы привели лишь очень кратко результаты исследований, полный отчёт представляет собой два увесистых тома, их ещё будут осмысливать и сами антиквары, и исследователи. Самое важное – первые исследования проведены. На обсуждении результатов данного исследования глава исследовательской группы А. Я. Рубинштейн сказал: «Мы занимаемся различными социологическими исследованиями. Я показывал анкету свои зарубежным коллегам – они одобрили. Самым удивительным оказался огромный невостребованный «антикварный» потенциал российской публики. У огромной массы населения совершенно неправильное представление об антикварном рынке. Нужно переосмысление антикварной деятельности – необходимо признавать антикваров не только как торговцев стариной, но и как хранителей и собирателей культурных ценностей. На антик — салоны в ЦДХ приходит молодое поколение – и это очень важно. Именно оно станет новыми покупателями старого искусства».

По материалам исследований и круглого стола для прессы Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

 

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования