Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

Волшебный, совершенно не похожий на традиционные мероприятия, вернисаж состоялся в Доме-музее Муравьёвых-Апостолов на Старой Басманной. Московские коллекционеры Сергей и Татьяна Подстаницкие представили собравшейся публике необычный проект «Русское художественное общество в Италии 1820-1830-х годов». Устроителям удалось воссоздать атмосферу старомосковского приёма, когда просвещённые и радушные владельцы дома обменивались последними политическими и светскими новостями, говорили о музыке и живописи, музицировали и танцевали. В ампирных интерьерах современных гостей «встречали» давние хозяева дома и их друзья – блестящие гвардейские офицеры «играли» в карты, кто-то из гостей «притулился» к тёплой изразцовой печке – большие фигуры, созданные из картона, с портретным сходством с историческими персонажами,  органично были размещены в гостиной и анфиладе комнат. Казалось, что давние обитатели «смотрят» на гостей и «общаются» с ними. А на стенах особняка экспонировались картины Карла Брюллова и художников его круга.

… Италия, отчизна вдохновенья!   Придёт мой час, когда удастся мне

Любить тебя с восторгом наслажденья…

Притягательность солнечной Италии для промозглого Петербурга была огромной. Аристократы покупали здесь дворцы, их манило южное солнце, благодатный климат и, конечно, античное искусство. В Италию посылали для усовершенствования и завершения обучения  пенсионеров Академии художеств. В Риме обосновалась большая «русская колония» – годами  здесь жили Александр Иванов, Карл Брюллов и многие их друзья-коллеги.

«Великий Карл» жил в Италии с 1822 по 1835 годы – сначала как пенсионер Общества Поощрения Художников, а затем в 1849 году решил переселиться  сюда окончательно. Представленный публике на выставке роскошный «Портрет графини С. Д. Витгенштейн»  написан Карлом Брюлловым в конце 1820-х- начале 1830-х годов. Художник был близким другом этой семьи. Очаровательная юная дама показана с присущим мастеру блеском и изяществом. Другой  экспонируемый на выставке «Портрет Изабеллы Хоппнер» создан К. Брюлловым в 1825 году. На Старой Басманной представлено много работ и других художников: более известного – Сильвестра Щедрина, и менее известных любителям искусства – Сократа Воробьева, Николая Тихобразова, Льва Киля и их европейских коллег.

Дом-музей Муравьевых-Апостолов – редкое московское сооружение, сохранившее историческую аутентичность. Это здание покупает и владеет им в 1815—1822 годах  дворянка Прасковья Васильевна (Грушевская) Муравьева-Апостол — вторая жена сенатора, литератора, члена Российской академии Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола (1765—1851 гг.) Он получает дом как приданое супруги. Усадьба не была затронута московским пожаром 1812 года. В ней всегда было многолюдно — устраивались приёмы, навещали отца его сыновья. В 1816 году здесь жил поэт Константин Николаевич Батюшков. Это период для семьи Муравьевых-Апостолов  был внешне благополучным, но именно в это время в России формировалось декабристское движение. Все три сына Ивана Матвеевича вошли в число главных участников заговора. Подавление мятежа стало и семейной трагедией: Сергей повешен, Ипполит застрелился, Матвей отправлен на каторгу. а дом на Старой Басманной  был продан.

В более позднее время один из его владельцев открыл здесь Александро-Мариинский приют для девочек. Он перешёл затем во владение Ведомства детских приютов Императрицы Марии. Приют занимал парадный и антресольный этажи. Цокольный этаж и флигель сдавались внаём под квартиры, лавки и мастерские ремесленников. В 1912 году на месте усадьбы собирались построить шестиэтажный доходный дом, но проект не был осуществлён.

В советское время усадьба долгое время находилась в запустении, но затем в ней осуществили поверхностный ремонт, и в 1986 году её стенах был открыт Музей декабристов (на правах филиала Государственного Исторического Музея). Но уже в 1991 году новообразованный музей закрыли из-за аварийного состояния здания. В том же году по приглашению Советского фонда культуры в Россию приезжают из Европы Муравьёвы-Апостолы: Алексей, Андрей и его сын Кристофер. Они привозят в дар семейные реликвии и, увидев плачевное состояние дома своих предков, решают восстановить его своими силами. Выполнение этой трудной задачи взял на себя Кристофер. Была создана некоммерческая организация, которая явилась учредителем Дома-музея Матвея Муравьёва-Апостола.

После нескольких лет, потраченных на различные формальности, в декабре 2000 года главный дом усадьбы Муравьёвых-Апостолов передан (по Постановлению Московского Правительства) в аренду музею на 49 лет. Началась реставрация. Она проходила по уникальной технологии – с сохранением старого деревянного каркаса здания; при реставрации в стенах оставлены открытые фрагменты дерева —  их можно увидеть. Во дворе здания сняли культурный слой земли в полтора метра, и при раскопках нашли некоторые артефакты (они были переданы в музей).

К выставке организаторами издан фундаментальный научный каталог, в котором представлены все портретируемые персонажи. Переплетение судеб известных европейских семейств было невероятно занимательным – это захватывающая, остросюжетная и поучительная история в лицах.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования