Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

19 сентября 2014 года в галерее «Наши художники» открылась выставка «Аристарх Лентулов. Плоть вещей», которая показывает широкой рублике двадцать произведений из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга и четыре из Третьяковской галереи, все они датируются 1910-ми – нач. 1920-х гг. и относятся к лучшему периоду творчества художника. К выставке подготовлен двуязычный каталог со вступительной статьей профессора Джона Э. Боулта.

Аристарх Лентулов – один из главных русских живописцев ХХ века. Вместе с Петром Кончаловским, Михаилом Ларионовым, Ильёй Машковым он основал объединение «Бубновый валет» и был там постоянным экспонентом. При всей известности Лентулов в наши дни определённо не получает заслуженного внимания. О нём написана всего одна современная научно-популярная книга (Е. Б. Мурина, С. Г. Джафарова «Аристарх Лентулов». М., «Советский художник», 1990), не существует систематического каталога его живописи и графики, а последняя ретроспективная выставка прошла 27 лет назад. Понимая, что никакие репродукции в альбомах не могут отразить великолепие произведений Аристарха Лентулова, а две-три работы в постоянной экспозиции Третьяковки – ещё не весь художник, и есть смысл продвинуть представление о нём широкой аудитории дальше одной известной картины, галерея «Наши художники» взялась за организацию художественного проекта.

Неутомимый экспериментатор, в 1910-е годы Лентулов исследовал и освоил целый ряд новейших европейских течений. Его работы, датированные этим периодом, – мощные образцы экспрессионизма, созданные параллельно опытам этого направления в немецкой живописи. Яркие краски, размашистое письмо, ломкие контуры, рваный ритм, гиперболизация свойственны диптихам «Мужчины и женщины», «Снятие с креста», работам «Распятие», «Грек», «Три мужские фигуры», «Чемоданы. Натюрморт». Все они участвовали в первых выставках «Бубнового валета» и неумолимо стали «пощёчиной общественному вкусу». Так,  картина «Распятие» вообще была удалена с выставки по цензурным соображениям.

Поездка во Францию-Италию в 1911-1912 годах расширила художественные представления  – кубизм, кубофутуризм, симультанизм, орфизм, – развернула новые экспериментальные возможности. Крымская работа «Дети с зонтами» 1912 года характеризуется новой цветовой гаммой, в ней больше динамики, прозрачности и нематериальности, свободы. «Женщина с гармоникой» 1913 года  стала самой выдающейся экспериментаторской работой автора в жанре женского портрета, а «Розы. Натюрморт», написанные одновременно в Кисловодске, демонстрируют «симультанисткие гармонии, основанные на диссонансах» (Дж. Боулт). Обе работы как раз того же 1913 года, когда были созданы два самых известных произведения Лентулова – «Собор Василия Блаженного» и «Москва». «Церковь в Алупке» 1916 года – самое музыкальное произведение автора на выставке, продолжает исследование динамической пластики старой русской архитектуры.

Поиск баланса между предметностью формы и отстранённостью от конкретной изобразительности для создания яркого обобщённого образа продолжался художником в ряде пейзажей, которым он вообще отдавал предпочтение, в том числе зарисовкам Нижнего Новгорода и Нового Иерусалима в 1915-1917 годах. («Нижний Новгород», 1915, «Река. Новый Иерусалим», 1917, «Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917). Виртуозность и артистизм Лентулова в использовании изобразительных средств позволяли художнику каждый раз достигать совершенно нового результата. Как пишет Фёдор Лентулов, правнук Аристарха Васильевича, «принимая всё лучшее, он никогда не останавливался на достигнутом, а используя удачно найденные принципы, трансформировал их в следующем увлекшем его течении».

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования