Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Обзорные статьи — 15 Сентябрь 2014

Осень — наступает новый антикварный сезон, пиком которого станет октябрь-ноябрь. Стоит вспомнить прошедший (2013/2014 гг.) сезон и осмыслить некие обозначившиеся тенденции отечественного арт-рынка.

Из очевидного: антиквары стремились приобщать новое, подросшее за последнее десятилетие поколение состоятельных россиян к искусству. И самым действенным инструментом стала чётко выверенная ценовая политика. Графика, естественно, в круговороте произведений искусства стоит дешевле живописи, и потому она становится трендом антикварного рынка. К старинной гравюре публику уже в течение многих лет приобщает «Альбион Галерея» — единственная в Москве, проводящая специализированные аукционы («Старинные гравюры и карты. Печатная графика XVII-XX веков»). Устроители предлагают знатокам и неофитам: виды древней Москвы, запечатлённые английскими и французскими мастерами, а также панорамы российских городов, увиденные европейскими путешественниками, — цены на них более, чем доступны, — от 500 до 1000 руб. Для коллекционеров у  «Альбион Галереи» есть  редкие гравюры Рафаэля и Пуссена, редчайшего в России Джозефа Тёрнера, и даже гравюрные листы Рубенса — его «Встречу Авраама и Мелхиседека» (1638) можно было приобрести по вполне приемлемой цене — 40-50 тыс. руб. Заметим, что пока этот материал интересует весьма узкий круг знатоков.

Широкой публике понятнее и роднее Шишкин. Все аукционные дома стремятся включать в свои коллекции его  офорты. В «Кабинете» (февраль, 2014 г.) выставлялся стринг его офортов: «Рожь» продана за 95 тыс. руб., самым дорогим — 100 тыс. руб. оказался тонко проработанный лист «На реке после дождя», все остальные позиции реализовали за 47 – 65 тыс. руб. На аукционах «Три века» офорты Шишкина предлагались дешевле: лист «Перед грозой» прошёл за 17 тыс.., офорт «На порубке» — за 25 тыс., «Чатырдаг» — за 23 тыс. руб.

Пиком покупательского спроса и продаж в прошедшем сезоне стала печатная графика эпохи Первой Мировой войны. Зафиксирован  невероятный рост цен на этот материал. АД «Кабинет» стал лидером таких продаж – на торгах в апреле 2014 г. стринг этой темы  состоял почти из сотни лотов – лубки, открытки, плакаты, периодика. Стартовые цены были невысокими (от 6,5 до 15 тыс. руб.), а уходы стали неожиданностью: 90 – 140 тыс. руб. за одну позицию. Плакат «Русские воины ждут от нас помощи» (1915 г.) при старте в 60 тыс. руб. прошёл за 170 тыс.; лубочная картинка «Курляндский барон» работы Д. Моора — за 190 тыс. Набор открыток «Военный заем» (22 шт.) при   старте в 60 тыс. руб. реализован  за 200 тыс. Редчайший спортивный плакат, датированный 1918 годом, — «Московская футбольная лига»— при старте 19 тыс. руб., продался за 180 тыс. Как уже было сказано, на аукционах в «Кабинете» первоначальная оценка материала Первой Мировой войны была скромной, но вот лубочная картинка «Гибель немецких отрядов под Малином» (Казань¸1914-1915) финишировала на отметке в 130 тыс. руб.; лист «Священная Отечественна война» (М,.1914) — прошёл  за 140 тыс.; лубок «Взятие Баязета» (М., 1914-1917) — за 160 тыс.  Лидером цены в этом сегменте стала папка «Картинки – Война русских с немцами» (95 ил., Пг.,1914-1915) — она достигла суммы в 600 тыс. руб.

Более скромны валовые суммы продаж печатной и авторской графики советского периода. И лишь лидер коллекционного спроса —  Юрий Пименов достиг высоких ценовых отметок. Лот из его четырёх иллюстраций к книге С. Я. Маршака «Хороший день» на торгах в  «Совкоме» прошёл за 17 млн. руб. Это и понятно, — покупатель ориентируется на известные имена.

На аукционе «В Никитском» литография Михаила Шемякина «Композиция» продалась за 46 тыс. руб., офорт «Натюрморт с фруктами» Давида Штеренберга — за 30 тыс., два офорта Эрнста Неизвестного реализовали  за 33 тыс.  и 36 тыс. руб. Действенным инструментом в «раскручивании» художника становятся выставки. Прошла выставка Дмитрия Митрохина в Литературном музее, и несколько оживился спрос на его работы: небольшие, изысканные офорты «Яблоки» и «Георгины» прошли за 19 тыс. и 22 тыс. руб. соответственно.

Скромно реализуется графика на  камерных торгах, которые начинают появляться на московском арт-горизонте. Галерея «Литкабинет» провела свой ноябрьский (2013) аукцион «Медиа-графика» в фойе кинотеатра «35 mm», именуемом официально Домом предпринимателя. Ориентируясь на «молодых» коллекционеров, ещё не очень состоятельных клиентов, устроители аукциона определили весьма доступные цены на собранный материал  (от   2 до 50 тыс. руб.) Известные всем россиянам персонажи — Элли и Тотошка с Дровосеком и Страшилой, созданные Леонидом Владимирским в 1960-е годы,  были куплены за 40 тыс. руб. Наш национальный герой на все времена «Ёжик в тумане» имел ошеломляющий успех. Ёжик (изображение в профиль) «ушёл» к своему покупателю за 33 тыс., а тот же Ёжик, сидящий на брёвнышке «подпрыгнул» до суммы 63 тыс. руб. Эскиз к телепередаче «Спокойной ночи, малыши», работа Валентина Ольшванга, продался за 27 тыс. руб.

В прошедшем сезоне  получили известность «слёты» коллекционеров. Спиридоновка, где расположился клуб «ОК» — место давно знакомое художественной публике по «Новому Эрмитажу» Валерия Александровича Дудакова. Любители искусства охотно приняли участие в новой коллекционерской затее. Вадим Гинзбург  — организатор «ОК» пригласил к участию известных,  заслуженно признанных арт-сообществом галеристов-коллекционеров: Сергей Сафонов и Игорь Чувилин («Ковчег»), Ильдар Галеев, Юрий Петухов, Люсинэ Петросян. Ковчеговцы предлагали произведения 1940-1960-х годов — это были отличные работы Александра Лабаса, Константина Истомина, Мая Митурича, Леонида Казенина. Устойчивым оказался интерес к работам Мая Петровича — его тонкие по цвету станковые акварели и чёрно-белые гравюры посетители охотно рассматривали и приобретали. Рынку нужны аукционы разные и по материалу, и по месту проведения: пафосные залы с позолотой, небольшие галереи и скромные «углы» в залах масс-медиа. Именно демократичные торги воспитывают у начинающих собирателей вкус к покупкам, и к коллекционированию в целом.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования