Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Обзорные статьи — 22 Июль 2014

Российский антикварный рынок который год переживает сложные времена. Новая геополитическая ситуация значительно изменила социально-экономическую среду функционирования антик-рынка. НЕприезд в Москву арт-гигантов из Лондона уже чётко размежевал западный рынок русского искусства и наш внутренний – он невелик по объёмам, но российские антиквары профессионально «вспахивают» поле старого искусства. И корни коммерческих успехов Русской недели в Лондоне «растут» именно в Москве и Петербурге – здесь лондонские искусствоведы находят провенанс своих лотов, а многие вещи советской эпохи – Дейнека, Пименов, Нисский – неисповедимыми путями «переходят» границу, первоначально их произведения бытуют у российских наследников и галеристов, а уж потом «поступают» к другим торговцам.

Отечественным антикварам невероятно сложно работать в изменившийся геополитической ситуации, но они работают самоотверженно, находя новые пути развития.   Арт-рынок сегодня переживает сложный, удивительный период. Прекратили торги питерский аукцион «Русские сезоны» и московско-петербургский Российский аукционный дом, перестал торговать живописью и ДПИ «ЗнакЪ», на их место, как мы наблюдаем, приходят новые аукционные структуры.

Российская аукционная торговля достаточно чётко делятся на три основных товарных направления: нумизматика и фалеристика; букинистика и печатная графика; живопись, графика, ДПИ (в последнем разделе изредка на торгах выставляется мебель). Многое другое  старое искусство на отечественных аукционах практически не представлено – и не потому, что товара мало – попросту наш любитель старины не приучен приобретать мебель, светильники, ковры, и прочая-прочая на открытых торгах, в конкурентной борьбе. Всё это  покупатели привыкли  смотреть и выбирать  в галереях. Подобная российская антикварная практика устоялась во времени, галерейная торговля позволяла холить  покупателя, вовлекая его в постоянную клиентуру. Но в 2013 году покупатели всё реже приходили в галереи, любители старины предпочитают «оптом» отсмотреть  антиквариат на Российских салонах в ЦДХ – там  можно и пообщаться со знакомыми торговцами, и при случае что — то выгодно приобрести. Многие галереи попросту закрылись, владельцы перешли в антикварные фрилансеры, так и посвободнее, и денег побольше.

Известнейший московский антиквар – владелец галереи «Три века» Андрей Руденцов делится новыми «ходами» в своей деятельности: «Мой многолетний опыт работы на рынке сформировал определённое убеждение: нужно уметь уловить время. Всего ведь чуть более двадцати лет легальной истории российского рынка, а сколько кардинальных сломов происходило. Чего только стоил кризис 2008 года – тогда перестали покупать у нас искусство многие «дорогие» клиенты, потеря 2-3 таких покупателей   означала, порой, утрату 50% бизнеса. Многие из них стали приобретать русское искусство на западных аукционах, куда оно каким-то образом перемещалось, уверовав в то, что именно в Лондоне и Нью-Йорке оно становится реальной инвестицией и страховкой от кризисов. Качественное – дорогое отечественное искусство, увы, уже осело во многих коллекциях. Вторичного оборота антиквариата в России практически не существует. Наша галерея «Три века» решилась организовать аукцион, предлагая искусство среднего ценового уровня.  Амбициозные  и дорогие аукционы сегодня практически не собирают покупателей – продать в России предмет за 1 млн. долл. публично очень сложно. При сборе материала я не ставил ценовых и временных рамок, и сдатчики вещей пошли. Материал, на который мы рассчитывали, оказалось достаточно много. Качественное художественное образование в России, самобытная национальная школа, выставочный отбор сформировали поколения мастеров, создавших объёмный пласт хорошего русского искусства. Дорогие коллекционеры уже приобрели «верхушки», все хрестоматийные имена, а ведь осталось пока ещё невостребованными многие менее известных их коллеги. Вот таких художников с ценой от 1 – 3 тыс. долл. до 10 тыс. долл. мы и предлагаем. Мои коллеги – известные антиквары, уверяли меня, что среднеценовой аукцион не даст даже реальной возможности окупиться, не то, что заработать. Но старая истина: «Все деньги делаются на пуговицах» заработала на наших торгах. С каждым аукционом продажи растут, пришли совсем новые покупатели – молодые дамы и господа, приступающие к торгам с уже изученными нашими каталогами. Вслед за живописными торгами мы провели и букинистические – пришли книжники-старожилы и появились новые покупатели. Наш аукцион «открыл» новых собирателей «бумаги» и недорого антиквариата. Каждый из любителей искусства избирает ту нишу, которая ему интересна, и которую он в состоянии финансировать. Но настоящий коллекционер, уже «заражённый» этой бациллой, внутренне всегда хочет превысить свой финансовый потолок. И он подсознательно стремится и к более высоким заработкам. Коллекционирование, как известно, «растит» человека, формирует его культурный кругозор. Но пока к нам ещё не приходит средний бизнес – у них попросту не хватает времени  ходить на аукционы. Создание собственной клиентской базы – дело долгое, но для меня лично интересное. Приобщение к антиквариату нового поколения россиян – это ведь и есть наша миссия. У коллег-антикваров есть обширнейший материал, не нужно зацикливаться на стереотипах торговли. Нужно двигаться!»

Ведущий на сегодняшний день АД «Кабинет» работает с «большим» антиквариатом – живописью, графикой скульптурой и в меньшей степени ДПИ, а также букинистикой, фалеристикой, которая логично продлевается в исторические документы. «На антикварном рынке, – говорит Ксения Цанн-кай-си – организатор АД «Кабинет», – мы присутствуем более 20 лет, по итогам прошлого года стали лидерами аукционных продаж живописи и графики в России. Это, в принципе, вполне закономерно – за эти годы мы познакомились практически со всеми коллекционерами и экспертами, изучили музейные фонды, библиотеки. Собрали свою уникальную библиотеку по истории русского искусства. Знаем, где найти информацию по художнику и где найти работы – общаемся с коллекционерами, дилерами, можем вовремя «вывести в свет» ту или иную работу. Ну, и конечно, как результат известности и хороших аукционных продаж, возникает много вещей из «ниоткуда», картины приносят просто люди «с улицы», доставшиеся по наследству. Очень часто – неизвестные раньше шедевры. Мы собираем живописно-графические и книжные коллекции, но два-три раза в сезон проводим и торги фалеристикой. Ею, как все знают, в нашем аукционном доме занимается Константин Журомский. У него сложилась своя система поиска в архивах – он уже несколько лет работает над энциклопедией о русских офицерах-художниках. Собственно, успех наших аукционов, как мне хочется думать, обусловлен нашей общегуманитарной подготовкой. Мы не эксперты по старой книге, здесь мы полные дилетанты, но неплохо знаем историю и литературу, и наши книжные аукционы рассчитаны на таких же библиофилов-дилетантов, для которых в книге важно всё вместе – и год издания, и текст, и личность автора, и благородная потёртость переплета. Именно целенаправленная работа в библиотеках, архивах, общение с коллекционерами и наследниками художников позволяет «Кабинету» проследить происхождение и бытование произведений – тот самый провенанс, в параметрах которого работает западный рынок. И наряду с экспертными заключениями, мы в аукционных каталогах публикуем провенанс. Такое двойное подтверждение подлинности произведений очень важно для коллекционеров. Такими кропотливыми антикварными исследованиями на рынке занимаются очень немногие наши коллеги».

Открытием прошедшего сезона стало полотно К. С. Петрова-Водкина «Орфей» – «Кабинету» его удалось обнаружить в одной московской семье – картина с 1960-х годов передавалась по наследству, а более полвека назад «Орфей» был приобретён в московской комиссионке (для заинтересованных лиц  – провенанс подробно изложен в аукционном каталоге). «Орфей»  продан за рекордную цену прошедшего сезона – 30 млн. руб. Это произведение – яркий образец символистского периода творчества революционного мэтра. Некоторое время он занимался в знаменитой школе Ашбе в Мюнхене и увлёкся невероятно тогда модным символизмом. Работы того времени Петрова-Водкина практически неизвестны, их хорошо знают лишь специалисты. Невероятно интересна и история «Морского пейзажа» Алексея Боголюбова – другого топ-лота в «Кабинете». Когда «открыли» картину, а её принесли в старинной раме и с полностью закрытым «задником», то обнаружили надпись: «А. Н. Карцову …/какъ ска-/ залъ Боголюбов». Именно эта надпись помогла открыть историю этого произведения (она также приведена в аукционном каталоге). «Морской пейзаж» продали на февральском аукционе за 1,9 млн. руб.

Динамично и самостоятельно – со своими покупателями и ценами движется нумизматика – здесь, пожалуй, самый большой по российским масштабам оборот предметов, в этот сегмент в последние годы влились новые продавцы, да и клиентская база значительно пополнилась молодежью. Активно работают нумизматы в секторе Интернет-торговли.

Качественно и количественно расширился в этом сезоне букинистический рынок. Создан и успешно функционирует Аукционный дом «Антиквариум», который в ноябре 2013 года с блеском провёл свой первый аукцион «Редкие и ценные книги известного собрания», составленный из наследия всем известного и недавно ушедшего в мир иной антиквара. Предлагались известные раритеты: легендарная «Арифметика» Магницкого (1703 г.) –продалась за 50 тыс. долл.; двухтомное издание «Народы России..» с 96 раскрашенными от руки литографиями Корнеева ушло за 98 тыс. долл. Впервые «вышедший» на рынок автограф Казимира Малевича – его авторская правка статьи «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи» – продан за 18 тыс. долл.; редчайшая рукопись книги Циолковского «Очерки о вселенной» ушла за 38 тыс. долл. Из 300 лотов снято было лишь 48, т.е. уход составил 62%.

Именно букинистика позволила «Дому антикварной книги в Никитском» занять устойчивую позицию на рынке. Сегодня   он лидирует и по объёмам, и по продажам самых дорогих изданий – 70% всего книжного сегмента по итогам сезона 2013 года. Сергей Бурмистров – генеральный директор «Дома в Никитском» предлагает собственное видение нашего рынка: «Отечественный рынок ещё не набрал должных объёмов. Нужно развивать новые направления – ведь рынок старины так разнообразен по видам и направлениям, хотя это невероятно сложно. Мы движемся в этом направлении, организуя тематические аукционы. При уже наработанном опыте нам легче подготовить и собрать книжный материал по заданной теме. Мы успешно провели в феврале в две сессии аукцион «Войны и революции в истории России» – наша история была столь насыщена трагичными событиями. Мы собрали тогда масштабную коллекцию – около 1000 лотов, и среди них были настоящие раритеты. Нужно отметить, что мы предлагали издания в невероятно широкой ценовой линейке: от 500 руб. до 2 млн. руб. Нам удалось заполучить два старых книжных собрания – коллекцию изданий Серебряного века и книжки Русской эмиграции,  на основе этого материала подготовлено два аукциона, а это около 1200 лотов. Тематические торги, на мой взгляд, собирают более широкий круг «интересантов» – потенциальных новых собирателей и покупателей. Формирование клиентской базы – сложная проблема для всего нашего рынка. Нужно искать нетривиальные ходы, вести постоянную работу.

Активно и целенаправленно работая на рынке, «Дом антикварной книги»  в декабре 2013 г и в мае 2014 г. провёл и аукцион живописи, графики, скульптуры, ДПИ. Была собрана качественная коллекция и предлагалась произведения известных мастеров по доступным ценам для коллекционеров среднего звена. Красивый романтический «Пейзаж с рыбаком» Валериана Каменева (1822-1874) – известного придворного художника –реализован  за 550 тыс. руб. Особенно интересен был раздел графики. Устроителям удалось разыскать уникальную  двустороннюю работу Зинаиды Серебряковой «Портрет Петра Соколова» – самобытного и, увы, репрессированного художника, первую о нём монографию с этим портретом на обложке издала в 2013 году «Галеев Галерея». На обороте этой  работы оказались наброски к неосуществленной картине «Купание». Графика Серебряковой продалась за 3,7 млн. руб.

Аукцион «Русская эмаль», наряду с традиционным для нее ДПИ, стал заниматься среднеценовой живописью и графикой, активно комплектуя таким материалом свои ежемесячные торги. Такая практика доступных аукционов востребована на отечественном рынке – в чём убедил антикварную общественность февральский аукцион. Одному известному московскому коллекционеру удалось приобрести в тот день в «Русской эмали» неплохой «Осенний пейзаж» (1919)  J.Radeke за 500 руб.,   литография Василия Тимма из его известной русской серии ушла за 41 тыс. руб. Но настоящий ажиотаж на том аукционе вызвало разнообразнейшее предложение ДПИ: фарфор, стекло, серебряные вещицы, лаковая роспись, чугунное литье и «прочая- прочая». В «Русской эмали» уже сложился свой круг покупателей. Разрозненные предметы различных известных  коллекционных марок и мастеров предлагались по стартам:  1 тыс.  – 20-30 тыс. руб.

Движение  антикварного товара средней ценовой  группы пошло. Сегодня в России уникальная ситуация – собирателем может стать каждый! От полотна Боголюбова до рисунков Серебряковой, от Мейсена до Касли – на любой вкус и экономный кошелек.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования