Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Обзорные статьи — 21 Июнь 2014

Экономисты толкуют о продолжающемся кризисе, а антиквары рапортуют о небывалых продажах искусства. Русские торги принесли четырём аукционным домам – Christie’s, Sotheby’s, Bonhams и MacDougall’s – в общей сложности более 64 млн. фунтов стерлингов. Christie’s называет прошедшие аукционы искусства из России самыми успешными русскими летними торгами в своей истории, их общая выручка – 24,012 млн. фунтов. Знаменитый Алексей Тизенгаузен – директор департамента русского искусства Christie’s констатировал: «Выручка аукциона «Русское искусство», прошедшего в Лондоне 2 июня 2014 года, составила более 20 млн. фунтов. Было продано 94% лотов, клиенты со всего мира боролись за предметы, предлагая ставки одна выше другой. Шесть картин ушли с молотка за сумму более 1 млн. каждая, а пара дворцовых ваз ИФЗ была продана за 662,5 фунтов, превысив оценку в два раза. Неистовая борьба развернулась за портреты Боровиковского, работы Николая Рериха, редкий русский фарфор, картину «Жемчужная мечеть в Агре» Верещагина и серебро XVIII века. Новые и постоянные коллекционеры боролись за предметы, вновь появившиеся на рынке, – таковыми были вещи из коллекции князя Ивана Оболенского, выручка от продажи которой достигла 8 млн. фунтов».

Топ-лотом торгов стала картина Василия Верещагина «Жемчужная мечеть в Агре», проданная за 3,66 млн. фунтов при эстимейте в 1-1,5 млн. фунтов, это стало ценовым рекордом для художника. Русская редкость – «Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой, урождённой Безбородко с детьми Александром и Григорием» Владимира Боровиковского, написанный им в 1803 году, продан почти за 3 млн. фунтов – мировой ценовой рекорд для художника, её эстимейт был заявлен всего 50-70 тыс. фунтов.

На третьем месте (по вырученной сумме реализации) оказалась ещё одна работа Боровиковского – «Портрет князя Петра Васильевича Лопухина», портрет за 2,15 млн. фунтов, при «скромной» оценке в 40-60 тыс. фунтов.

В ходе аукциона установлены ценовые рекорды на произведения Александра Головина и Фёдора Ясновского. Повышенный коллекционерский интерес к творчеству Головина закономерен – в Третьяковской галерее проходит его грандиозная монографическая выставка. А вот Ясновский хорошо известен лишь узким специалистам, но живопись его проникнута подлинным русским духом — душевностью и покоем.

Sotheby’s получил на русских торгах 23,8 млн. фунтов, и ныне он работал на поле XX века. Топ-лотом  стала картина Казимира Малевича «Голова крестьянина», проданная за 2 млн. фунтов. Предварительная стоимость её составила 600-800 тыс. фунтов – эта сумма стала рекордом для произведений Малевича, выполненных на бумаге. «Голова крестьянина» – эскиз к монументальной работе художника «Крестьянские похороны», она экспонировалась в Берлине в 1927 году, в числе других семидесяти работ. Все эти картины Малевич, возвращаясь в Советский Союз, вынужден был оставить в Германии.

Равной картине Малевича по стоимости оказалась работа Аристарха Лентулова «Дети с зонтами», последний раз появлявшаяся в продаже 40 лет назад, её эстимейт составлял 600-800 тысяч – столько же, сколько и работы Малевича. Картина Михаила Ларионова «Месильщики теста», проданная за 1,87 млн. фунтов, замыкает тройку лидеров, её эстимейт – 800 тыс. фунтов оказался значительно превышен. Последний раз эта работа выставлялась в Великобритании в 1961 году, а ранее включалась в составленный в 1913 году список важнейших произведений художника.

MacDougall’s наторговал в этот раз более 10 млн. фунтов. Топ-лотом, как и ожидалось, стала картина «Восточный город. Бухара» Павла Кузнецова, проданная за 2,36 млн. фунтов, её эстимейт составил 1,9-3 млн. фунтов. По оценке экспертов MacDougall’s, это самое важное и самое известное произведение из центрально азиатской серии полотен художника, написанных в  1912-1915 годов.

Картина Роберта Фалька «Мальчик с картузом, сидящий на стуле» прошла за 1,035 млн. фунтов. Она относится к началу 1910-х годов, к периоду первой выставки «Бубнового валета». Работ этого времени в частных коллекциях остаётся очень мало. Очень необычная для Петра Кончаловского   многофигурная картина «Каток Динамо» при оценке 250 тыс. фунтов продалась за 325 тыс. Столь же, но уже только для Михаила Ларионова, необычный – бело-голубой, нежный, прозрачный «Натюрморт с цветами»,  со старта в 400 тыс. фунтов ушёл за 552 тыс. Эпатажное, концептуально гротескное творение Комара и Меламида «Ленин ловит такси в Нью-Йорке» с оценкой в 120 тыс. фунтов нашло покупателя за 161 тыс. MacDougall’s набирал свои миллионы не продажами дорогущих лотов, а количеством продаж качественного русского искусства по адекватным ценам. Огромный каталог включал 463 лота – искусство России от Айвазовского, Левитана и Репина до Петрова-Водкина, Самохваллова и Кропивницкого с Ситниковым. Шесть работ Бориса Свешникова предлагались за приемлемые для западного коллекционера суммы – 25-30 тыс. фунтов.

Bonhams заключает русский парад – его суммарные достижения составили  более 6,2 млн. фунтов. Топ-лотом, как и ожидалось, стала картина Николая Рериха «Дымы мира», ушедшая за 1,4 млн. фунтов. В 1917-1918 годах художник жил в Карелии, изучая карело-финский эпос и скандинавские саги, в то время как на территории бывшей Российской Империи  бушевали революции и гражданская война. Алое пламя восстания и воинов в красных плащах можно видеть на нескольких работах мастера, и одной из самых значительных в данном цикле работ эксперты Bonhams считают «Дымы мира». Bonhams становится лидером на западном рынке в изучении и реализации произведений Рериха, на прошлых июньских торгах 2013 года им удалось достичь рекордной цены –7,9 млн. фунтов при продаже полотна «Труды Богоматери». Вторым по стоимости лотом стала миниатюрная каменная фигурка мещанки фирмы Фаберже, реализованная за 1,2 млн. фунтов, при начальной цене в 300-500 тыс.  Подобные фигурки ценились столь же высоко, как и яйца Фаберже, так как всего их создано около 50 экземпляров.

Июньские Русские торги по финансовым рапортам напоминали биржевые сводки, и это свидетельство инвестиционной составляющей рынка искусств, а  НЕ роста коллекционерского интереса.  Эти торги ещё раз убедили скромных отечественных антикваров, что нашему аукционному рынку никогда не достигнуть ни такого объёма, ни таких продаж. И как ни парадоксально – наша обособленность – законодательная «огороженность» (запрет на вывоз) позволяет развиваться отечественному рынку самобытно, в своих  самостоятельных рамках. И, если бы существующий запрет сняли, то западные антиквары,устремляясь в Россию, возможно, «подавили»  бы российских конкурентов. Наши антиквары «выращивают» своих коллекционеров, предлагая им также качественное искусство, но по местным ценам. И не нужно сворачивать шеи, всё время, отслеживая цены в Лондоне и у нас. Два мира – две экономики.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования