Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

Отдел графики Государственной  Третьяковской галереи 29 мая 2014 года представил публике интереснейшую выставку «Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина». В экспозиции – около 200 эскизов, этюдов и набросков, исполненных отечественными классиками в процессе работы над живописными шедеврами. В карандашных рисунках Карла Брюллова, Ильи Репина, Василия Сурикова ощущается живое движение руки художника, чутко «идущей» за натурой. Поражает исторической масштаб представленного материла: здесь и  блистательный, помпезный восемнадцатый век, и камерный, личностный век двадцатый. Переходя из зала в зал, можно проследить этапы становления идей прославленных картин: «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина, «Демон поверженный» М. Врубеля, «Похищение Европы» В. Серова и др.

Графический эпиграф экспозиции –  подготовительные рисунки к историческому полотну Александра Иванова «Явление Христа народу» (1837–1857). Этапы работы над монументальным живописным произведением демонстрируют размах творческой деятельности художника, его пристальное внимание к объекту изображаемого, тщательность воссоздания деталей. Академический рисунок первой половины XIX века – эскизы к картинам крупнейших мастеров своего времени Карла Брюллова и Фёдора Бруни, связанные с созданием грандиозных живописных полотен «Последний день Помпеи» (1830–1833) и «Медный змий» (1841), вызывают глубокое восхищение мастерством и призывают к тщательному рассмотрению.

Во второй половине XIX века станковая картина стала доминировать над всеми видами изобразительного искусства, а в графике особую роль приобрёл подготовительный эскиз. Новое поколение художников решало в эскизах принципиально важную творческую задачу – «сочинение»  чёткой и лаконичной композиции, в которой ясно «читался» бы сюжет картины. Многие из этих листов по степени завершённости, мастерству исполнения и художественной выразительности не уступают своим живописным аналогам и являются совершенно самостоятельными произведениями.

В процессе подготовительной работы художники использовали всё графическое разнообразие: беглые наброски, как это делал  Илья Ефимович Репин к «Ивану Грозному» (1882), упрощённые композиционные схемы, которые набрасывал Суриков к своему «Меншикову»(1883), Василий Дмитриевич Поленов, напротив, виртуозно зарисовывал персонажей своей будущей картины «Христос и грешница» (1888), реже, как это делал Николай Ге, художники создавали экспрессивные фантазии на заданную тему (таковы его рисунки к полотну «Суд синедриона», 1892).

Значительную роль в истории пейзажной живописи сыграло увлечение художников-передвижников этнографическими мотивами. Василий Верещагин во время второго путешествия по Туркестану (1869–1870) создал серию документально точных натурных зарисовок, почти научных карандашных «штудий». Константин Маковский вывез из путешествия по Египту яркие, залитые светом акварели, которые потом использовал в картине «Перенесение священного ковра в Каире» (1876).

Специальный раздел выставки посвящён знаменитым этюдам, которые стали важной составляющей русского искусства: «Голова Христа» Н. Ге для картины «Голгофа» (1893); акварель «Роза» М. Врубеля к «Портрету Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок» (1905) и его же рисунок углём – «Платье» к пастели «После концерта» (1905). «Жемчужиной» справедливо считается этюд Сурикова, на котором он написал старшую дочь Александра Даниловича Меншикова для картины «Меншиков в Берёзове» (1883). Все эти работы – образец художественного совершенства, мастерства исполнения, и они , безусловно, стали самостоятельными произведениями.

Рубеж XIX–XX веков – период взлета отечественного искусства – он представлен известными  графическими шедеврами: «Портрет Г.Л. Гиршман» В. Серова; карандашный «Автопортрет» М. Врубеля, который появился в процессе работы над акварельным «Автопортретом» (1905),  его же рисунок углём «Раковина».  Этюд В. Борисова-Мусатова «Осень» (1904–1905) – натурное впечатление, лежащее в основе сразу нескольких его произведений – «Куст орешника», «Осень».

Уже в 1870–1880-х годах, когда эскизы и этюды стали экспонироваться на выставках, они начали привлекать внимание коллекционеров. Значение этих видов графики понимал и П.М. Третьяков. Отдавая приоритет в собирательстве живописи, он, однако, ценил рисунок как неотъемлемую часть художественного процесса. Третьяков считал своим долгом собирать и сохранять свидетельства творческих поисков живописцев.

Выставка в Отделе графики продлится до начала ноября 2014 года.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования