Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Обзорные статьи — 14 Апрель 2014

В российской действительности существует  некая нереальная субстанция  – мифология сознания.  Среднестатистический гражданин, российский обыватель точно знает, что все олигархи – жулики; что в Советском Союзе жизнь была «в сытости», лучше и веселее, и что товарищ  Сталин – менеджер-профессионал и т. д.  – головы набиты мифами как старый диван прогнившим конским волосом. И об антиквариате все знают всё на свете!

На формирование   мифов  активно  работают  массовые бумажные и Интернет-СМИ и, конечно, ТВ. Чего только не пишут, каких увлекательных сюжетов не создают, ведь  на открытие антикварных  салонов приглашаются все СМИ – печатные, Интернет-ресурсы, ТВ и радио. Антиквары с нетерпением ждут публикаций. К сожалению, как правило, увидевшие свет статьи их невероятно разочаровывают.

Извечный припев публикаций по антикварной тематике: «на Салоне в ЦДХ смотреть нечего – годами одно и тоже, а уж тратить свои кровные и вовсе не на что!» Меня всегда занимала анатомия  таких статей. На этот раз я внимательно изучила все опусы и, как обычно, с огромным интересом просматривала вещи на стендах и беседовала с антикварами. Наш рынок – невероятно подвижный организм, не побоюсь этого слова. Он дышит, развивается, растёт, преображается! На прошедшем XXXVI Российском салоне были  новые участники и появились новые направления. Представлены антикварные ковры  ручной работы, их показывала Галерея ковров Heriz – она ввозит  ковровую старину из традиционных центров ковроткачества. Забавны в иранском прочтении образы последних царствовавших представителей Императорского Дома на подносном – к 300-летию дома Романовых – ковре «Керман». Приятно удивили глубокие познания молодого галериста, рассказавшего об особенностях торговли старинными коврами.

Уникальны были иконы в петербургской  галерее «Империя», её хозяин – антиквар с 30-летним стажем привёз в Москву раритеты музейного класса: «Спас Нерукотворный (Мокрая борода)», датируемую 1460-ми годами. Или другой шедевр – подписная икона «Пётр и Павел» работы  греческого  мастера, она создана в 1660-е годы; совершенно удивительное «Чудо Георгия о Змие», 1520-е годы – Змий написан  с такой наивно-глубокой  верой в чудо. Расчищает и реставрирует иконы антиквар совместно с приглашаемыми им специалистами-реставраторами. И у него же на стенде  представлялись неизвестные  публике художники – академисты П. Яковлев и А. Попов. Историю бытования картин этих художников антиквар разыскал  в старых журналах и книгах. Слушать рассказы о таких  антик-находках невероятно интересно.

И только поверхностный посетитель  салона, тот, которого никто из антикваров не знает, а сам он ни с кем не знаком,  мог не увидеть таких открытий на каждом стенде, маленьких событий в истории искусства. Петербургские антиквары на удивление умеют «находить» вещи. Антон Лелянов каждый раз привозит в Москву на выставку предметы особенные, «породистые», он наработал (почти за 25 лет своей антикварной деятельности) особое зрение, «глаз-алмаз». Каждый предмет мебели обрастает на его стенде  декоративными вещицами – скромными подсвечниками и тяжёлыми канделябрами, вазочками, бисерными кошельками, возникает доподлинная картинка старого быта  – тот особенный уют  дворянского и купеческого дома, который пленяет русского человека до сих пор.

Таким же талантом антиквара  обладает хозяин  московской галереи «Историческая справедливость» – на этот раз он поразил публику редкостью из редкостей. На  чёрном столе эбенового дерева возвышался рог единорога (нарвала). И стол, и удивительный рог – это антикварные мини-притчи. Стол – подписной, с авторским клеймом, датируется концом XIX — началом XX веков. Его сотворил Фердинанд Паглиани, воссоздавая традиции Ренессанса,  следуя старинным образцам в искусстве, инкрустировал его костью.  А подобный рог – чуть больше размером хранится в  сокровищнице Габсбургов, в Вене. Покупателю этой редкости в качестве бонуса дарилась ещё и старинная карта с указанием обитания  нарвалов. На этот стенд я прихожу на каждом Российском антикварном салоне  – хочу порадовать себя,  послушать о новых находках.

Российские антиквары – люди увлечённые, образованные, ищущие,  с точным глазом. А у «писателей»  – зрение требует вмешательства специалистов, потому что их «глаз», что называется, «рыбий», а другие говорят – «свиной». Им удобнее из статьи в статью копировать наскучившие фразы о фальшаках и обманщиках-антикварах. Как говорил всем известный профессор Преображенский: «Не читайте советские газеты!» Газету, конечно,  можно не покупать, можно прочитать, отложить и забыть о подобной писанине, но… В голову российско-советского обывателя крепко вбита  вера в печатное слово, просмотрев по утру  такие газеты, многие попросту не приходят на салоны в ЦДХ. Понятно, что снижение посещаемости в перспективе может привести к падению качества представляемого антикварного материала и уровня экспонирования. Часть антикваров просто откажутся участвовать в Салоне. Пострадают от этого, в конечном счёте, и клиенты – вместо прямого, непосредственного общения с антикварами на открытой выставочной площадке, при существующей возможности внимательно посмотреть картину или предмет, экспонируемый публично, самостоятельно или при помощи эксперта, взамен будет предложена так популярная у нас посредническая схема: эта же  вещь будет идти к этому же клиенту извилистыми дилерскими ходами, добавляя в цене на каждом этапе, т. к. каждому посреднику причитаются его   проценты.  И клиенты, и антиквары теряют деньги, потому что «писатели» в  массовых СМИ не отвечают за  свои слова, при этом они предельно строги к антикварам, «требуя» чистоты их рядов  и самого высокого качества предметов. С азартом псовых на охоте «писатели» уличают антикваров в фальшаках и в отсутствии экспертиз, которые им почему-то  (возможно, памятуя об уровне написанных ими  статей) не показали. Личностная безответственность авторов «гаврилиад» становится  стилем поведения.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования