Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Обзорные статьи — 29 Март 2014

Государственный институт искусствознания  25 марта 2014 года, в преддверии XXXVI Российского антикварного салона  в ЦДХ, провёл  на своей площадке (при участии Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров) круглый стол «Банки России и их роль на арт-рынке: экономические и культурные факторы». Директор Института, доктор искусствоведения Наталия Сиповская  выступила как ведущая этой интересной дискуссии.

Фундаментальным был доклад  Марины Ситниной – вице-президента ОАО «Газпромбанк», генерального директора ООО «Арт-Финанс». Она  представила  технологии арт-банкинга. Эпиграфом её доклада стала цитата: «Когда банкиры собираются за обедом, они обсуждают искусство, когда за обедом собираются художники, они обсуждают деньги», так говорил Оскар Уайльд.

Термин арт-банкинг   определяет комплекс финансово-консультационных услуг по сопровождению инвестиций на арт-рынке.  Продолжая упомянутое выше высказывание, можно  сказать, что когда за одним столом собираются наши антиквары (российское антик-сообщество), повторяется уже третий десяток лет извечная данность: «Практически все сделки на российском арт-рынке  –  теневые». И эти слова, конечно, вновь прозвучали в ходе дискуссии.

Доклад Ситниной был  скорее познавательным для российских антикваров, нежели мог восприниматься как руководство к действию здесь и сейчас. Из её сообщения публика узнала, что финансовые вложения в искусство, как один из способов диверсификации капиталов, начинаются  лишь на этапе, когда бизнесмен обладает свободными деньгами не менее 1 млн. долларов. Финансовые портфели обладателей крупных состояний распределяются в такой последовательности: производственные активы, фондовые, финансовые, недвижимость, лишь на пятом и шестом местах расположились  т. н. passion invest – инвестиции страсти (покупки эмоциональные)  и арт-инвестиции. Эти две последние категории вложений занимают соответственно: 10% и 17%.  Драгоценности, коллекционные вина и часы  увлекают покупателей в меньшей степени, эти покупки составляют небольшую часть финансовых вложений. Относятся ли эти аналитические выкладки к российским олигархам – сказать невероятно сложно, поскольку данная информация находится в частном поле.

Арт-рынок слабо коррелируется с другими финансовыми рынками. Но как утверждает Мей Мозес – разработчик индексов оценки  искусства: «Цены на арт-рынке не подвержены резким колебаниям. Я не удивлён, что в последнее время мы наблюдаем их рост, т. к. богатые люди не сильно пострадали в 2008-2009 годах [речь идёт о последнем финансовом кризисе]». И при этом доходность арт-рынка сложно исчислить, т. к. его стоимость  складывается из финансовой составляющей и духовной. К 2011 году капитализация арт-рынка возросла (по  сравнению с 2007 годом) на 40%. Именно в силу роста цен и интереса к арт-покупкам  у богатых людей, банки  в последние годы пытаются сделать арт-рынок объектом крупных финансовых вложений. Они стремятся создать паевые арт-фонды¸ но на этом пути их ожидают своеобразные и не просчитываемые финансистами сложности: трудность оценки и переоценки искусства, в том числе, подтверждение подлинности и провенанса. Известен  анекдот  о «вазах мисс Томпсон». В процессе продажи и перепродажи возник вопрос об их подлинности,  в ходе судебных разбирательств судья признал подлинность этих ваз на 70%. На Западе коллективные инвестиции ещё не стали  объёмными.

Хотелось бы рассказать и о некоторых других докладах и сообщениях, заслушанных  на круглом столе.

Александр Балашов – куратор коллекции ЗАО Юникредитбанк – рассказал о совершенно ином банковском опыте.  Этот банк позиционирует себя на российском рынке, прежде всего, как социально ответственный субъект, и рассматривает искусство как элемент отношений с людьми. Банку важно поддерживать культурную составляющую российского общества.  Коллекция его достаточно скромна, она начиналась в 1993 году – тогда строилось новое банковское здание по проекту известного архитектора Александра Скокана. С возведением этого нового здания возник проект его оформления и создания собственной корпоративной коллекции. Но это был, прежде всего, художественный проект, а не инвестиционный.  В ходе длительных обсуждений  руководство банка, которому свойствен конструктивный консерватизм, прислушалось к мнению искусствоведов. Тогда пришли к определению концепции для формирования коллекции русского искусства 1920-1930-х годов и определили методику приобретения: команда данного проекта работает не с бумагами (экспертизами), а с художниками (многие вещи находили в семьях художников и у наследников коллекций).

Картины и графика не хранятся в ячейках, а выставляются в банковских офисах. Кабинет Президента банка украшен картинами Роберта Фалька, Андрея Древина и Александра  Осмёркина. Коллекция Юникредитбанка показывается на отдельных выставках, предоставляются работы  для групповых показов. С 2008 года она пополняется, к настоящему времени коллекция выросла на 40 — 50% по отношению к начальному этапу. В последнее время приобретена  качественная графика малоизвестных  мастеров, работавших в  1920-1930-е гг.

Ирина Бычкова – заместитель директора и владелец компании «Экспопарк-выставочные проекты» – представила  основные направления её деятельности. Многочисленные проекты «Экспо-парка»  на сегодняшний день собирают культурные составляющие современной России  на открытой и широко «распахнутой» к  самой разноуровневой публике площадке: антикварный рынок, современное искусство, дизайн и реклама, книгоиздание, дети и образование и ещё многое др. С начала деятельности фирмы невероятно возросла финансовая привлекательность  антикварного и арт-рынка – ныне они входят в пятёрку ведущих финансовых направлений. За годы работы «Экспо-парка» консолидировался российский антикварный рынок – антик-сообщество прошло огромный путь развития и профессионализации. Во главе с Василием Бычковым – совладельцем Экспо-парка – была создана Международная Конфедерация антикваров и арт-дилеров, а также Гильдия оценщиков. Конфедерация вошла в европейское сообщество антикваров CINOA.

Анна Маричевич – галерея «Maricevic Fine Art» – представила аналитические исследования в арт-банкинге. Последние социологические разработки показали, что 90% покупателей искусства относятся к нему как к покупкам «страсти»: захотел — приобрёл. Основная часть – 61% российских банков  «развлекают» своих клиентов, т.е. организуют арт-показы, встречи с антикварами, консультации экспертов и лишь 0,3%  покупателей искусства осуществляют сделки как инвесторы.  В географическом пространстве  местонахождения 200 крупнейших коллекционеров мира – Россия составляет 2%, что, впрочем, не так огорчительно.   Те же 2% держат в почётном арт-коллекционировании  Япония, Голландия, Канада и Бельгия. Самый объёмный  сегмент, как все сразу догадались, занимает США – американские коллекционеры составляют 49% от всего мирового коллекционерского сообщества.  В ассортименте лидирует послевоенное и современное искусство – 44% от всего объёма продаж. В 2013 году доля  США в вале продаж занимала 38%, затем следовали Китай – 24%, Великобритания – 20%.  А вот Россия в мировом раскладе даже не присутствует. Общий объём продаж в 2013 году составил 47,419 млн. евро, из них 75% приходится на аукционные продажи.  И лишь 20% покупателей пользуются услугами консультантов.

Пока арт-банкинг в российской рыночной реальности практически не существует, но некоторые банки формируютсвои коллекции: тщательно отбирая, Газпромбанк приобретает современное российское искусство, некоторые финансово-промышленные  компании   также являются активными участниками отечественного арт-рынка, но преимущественно поддерживают современных художников. Крупных широко заявленных корпоративных коллекций, как это существовало на первоначальном этапе российского антик-рынка, нынче не существует.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования