Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

Галерея «Наши художники» (вслед за Третьяковкой)  открывает масштабной выставкой «Следуя узорам» неизвестные ранее стороны творчества Натальи Гончаровой. «Ты не можешь себе представить… как высоко стоит царь всех художеств и поэт всей пластики – ОРНАМЕНТ –  я, по крайней мере, кричу об этом направо и налево  –   выражаясь по-российски, он становится краеугольным камнем всего движения…» – писал в переписке Лев Бакст.
В начале ХХ века орнамент оказался весьма востребован в самых разных областях художественного творчества: в книжной и журнальной графике, театре, интерьерном дизайне, архитектуре, моде. Свежие художественные силы  изучали и перерабатывали накопленные историей идеи. Орнаментальные сюжеты  оригинально разрабатывали ведущие  мастера той эпохи – М. Врубель, Е. Поленова, М. Якунчикова, С. Малютин, И. Билибин, С. Чехонин, Л. Попова, О. Розанова, В. Степанова. Среди них была и Наталья Гончарова. Ещё в начале 1910-х годов она создавала рисунки для обоев для Московской обойной фабрики и эскизы тканей для Дома моды Надежды Ламановой. Талантливое использование русских орнаментов прославили её как художника-оформителя Русских сезонов Сергея Дягилева (в постановках «Золотой петушок», 1914; «Свадебка», 1915-1923). Эскизы к ним можно посмотреть на выставке в Третьяковке.

В ряде живописных произведений Натальи Гончаровой 1900 – 1910-х годов наблюдается существенное содержание элементов орнаментов. Разработкой узоров художница занималась и в 1920-е годы, как правило, в области моды и интерьерно-декорационного  искусства. Профессия декоратора давала заработок, в то же время постоянное изучение узоров было занятием желанным и серьёзным. В выставленных эскизах можно проследить кропотливую и заинтересованную работу художницы, она многодельно, делая «обводку» узоров белилами, создавала фактурные графические  мини-шедевры.  Богатая библиотека Ларионова и Гончаровой обеспечивала их источниками для создания декоров, в ней были подобраны труды по истории национальных орнаментов многих стран и эпох, в том числе по крестьянской вышивке, церковному облачению, архитектурному орнаменту и оформлению рукописных книг.
В 1920-е годы Европа вновь проявляет интерес к японскому искусству, развивая его мотивы, а у художников возникают контакты в Японии, и 16 эскизов, представленных на выставке, содержат целый ряд узоров в духе японского катагами. В экспозиции показываются и традиционные английские пейсли с «огурцами», перекочевавшие  из индийских орнаментов. Они созвучны украинской набойке, так хорошо  ранее знакомой Наталье Гончаровой.

Разработанные  ею орнаменты выглядят, как самостоятельные произведения – они стильные, уравновешенные и выразительные по пластике. Неудивительно, что эскизы происходят из собрания Сергея Лифаря –  эстета, ценителя искусства и крупного коллекционера, дружившего и сотрудничавшего с художницей, каждый лист имеет печать его личного собрания. Представленные листы и были приобретены в Париже на аукционах, где продавалась коллекция Лифаря. По мнению исследователей творчества Гончаровой  Николетты Мислер и Джона Боулта – авторов предисловия в каталоге, – эскизы предназначались для росписи стен с помощью трафаретов, для обоев, а некоторые из них, возможно, и  для печати на ткани.
Очаровательная часть экспозиции – реализованные в материале эскизы Льва Бакста, которые  галерея «Наши художники» показывала на своей  предыдущей выставке.  В 2013 году в галерее с большим успехом прошла выставка «Лев Бакст: открытие материи», на которой показали 33 эскиза, созданные художником для американской шёлковой мануфактуры. Уникальная коллекция стала подлинным открытием для российской публики. А теперь с ней произошло то, что должно было случиться 90 лет назад, но не случилось из-за внезапной смерти автора, – лучшие рисунки легли на ткань. На итальянской фабрике отпечатаны эксклюзивным тиражом в 50 экземпляров 16 эскизов, реализован основной потенциал этой коллекции. Платки и палантины Льва Бакста пользовались большим успехом на вернисаже  –   публика  охотно их приобретала для изысканных и оригинальных подарков.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования