Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Звучащее искусство в Русском музее

В конце декабря 2012 года в Санкт-Петербурге в Мраморном дворце Русского музея открылась уникальная выставка «Звучащее вещество». В экспозиции  представлено около 80 работ — нетрадиционные музыкальные инструменты, видеопроекты композиторов, цветомузыкальные эксперименты, звучащая скульптура и инсталляции, визуально-акустические объекты, демонстрируются также проекты, основанные на переводе звуковых импульсов в изображение, двигательных – в звучание, видеоперфомансы и «звучащие» костюмы. Всё это  невиданное никогда в классическом музее – гремит, звенит, издаёт некое дражементо,  двигается, светится, излучает энергию. Название экспозиции идёт от 1924 года, когда  музыковед и пианист Михаил Друскин прочёл  доклад  «Звучащее вещество» в легендарном ГИНХУКе.  В ту авангардную эпоху  «звучеры»  –Алексей Кручёных и «звуколюди» — Велимир Хлебников пытались найти материальный аналог звука – «звучащее вещество».

В реализации единственного в своём роде  проекта участвовали уважаемые государственные институции: Московский музей современного искусства,  ГМИИ им. А. С. Пушкина,   Пушкинский дом,  Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, а также художники, композиторы, музыканты России, Германии, Италии, Дании, Австрии и Литвы. В рамках этого  музейного действа проходят  концерты.  В проекте приняли участие 50 художников: Владимир Тарасов, Вячеслав Колейчук, Булат Галеев, Герман Виноградов, Владимир Мартынов, Сергей Загний, Валентин Афанасьев, Алексей и Елена Каварга, Виктор Алимпиев, Юрий Календарев, Александра Митлянская, Вадим Воинов, Александр Панкин, Сергей Катран, Владимир Смоляр, Марина Колдобская, Анна Франц, Никола Овчинников, Матиас Джакиш и другие. Наряду с мультимедиа на «Звучащем веществе» представлены и традиционные виды искусства – живопись, графика, коллаж, которые органично вписаны в исторический контекст.

Демонстрируемые на выставке явления активно развивались в последние 15-20 лет,  и  уже сформировались в целое направление в современном искусстве. Важнейшим событием стало появление в США на рубеже 1950–1960-х годов художественного движения «флюксус» (Fluxus).  Оно объединило в своей эстетике принципы дадаизма, поп-арта, конкретной и электронной музыки, музыкального минимализма; из него выросли видеоарт и первые звуковые объекты.

Выставка начинается в «озвученном» дворе  — музыка Юрия Календарева, затем звучит  «поющая лестница» — автор Игорь Баскин. В нескольких новых залах первого этажа можно увидеть необычные сценические костюмы Сергея Чернова, сделанные для концертов «Поп-механики» Сергея Курехина. На парадной лестнице посетителей встретят «звучащее» платье известного петербургского дизайнера одежды Татьяны Парфеновой; магические светящиеся барабаны Николы Овчинникова. Четыре шубинские скульптуры, украшающие лестницу дворца, также «запели», а на верхней площадке лестницы  можно послушать «Брагофон» Михаила А Креста. Объект имеет форму огромного самогонного аппарата и издает ритмичные звуки, посредством движущейся в нем жидкости.

В экспозиции  представлены фотографии, рассказывающие о приезде легендарного реформатора Джона Кейджа в Ленинград в 1988 году, и о создании им перфоманса «Водная симфония» вместе с Сергеем Бугаевым-Африкой, Сергеем Курехиным, Тимуром Новиковым и Александром Каном. Демонстрируется видеопрограмма концертов группы «Популярная механика», записи «Новых композиторов», которые повлияли на зарождение рейв-движения в России. В центральной зоне  представлены очень редкие исторические  музыкальные инструменты  и  созданный в Ленинграде в 1947 году электроинструмент эмиритон. Есть здесь и диковинки – арт-объекты Андрея Кузнецова и «Скрипка» французского скульптора Армана. Интересна своим интерактивом инсталляция Сергея Катрана «Семечки». Человек, входя в пространство инсталляции, включает своим появлением многочисленные датчики, семечки начинают двигаться и звучать. Когда и какой звук появится, зависит от движения наблюдателя внутри инсталляции.

Живописные произведения музыканта и художника Валентина Афанасьева, автора уникальной системы функциональных соотношений цветов и звуков, позволяют «видеть музыку». На выставке демонстрируется светомузыкальный фильм выдающегося художника, философа и конструктора Булата Галеева «Вечное движение» (1969 г.). Это один из первых абстрактных фильмов, наложенный на музыку композитора Эдгара Вареза – пионера электронной музыки. Представлено также видео Виктора Алимпиева «Мое дыхание» (2007 г. ). Художник и кинорежиссер не раз участвовал в Венецианском фестивале, а эту его работу включил в свою коллекцию Центр Помпиду.

В одном из залов расположилась аудиоинсталляция Дмитрия и Елены Каварги «Остаточный мыслепоток 5». Эта работа является техно-биологическим объектом искусства, она создана в сотрудничестве учёных и музыкантов. Интерактивный объект реагирует на мозговую био-активность зрителя, считывая её, он создает сложные сочетания разных ритмов, и, таким образом, посетитель получает уникальную возможность в прямом смысле «услышать самого себя». Возможность интерактивного участия в неординарном проекте привлекла в залы музея много молодежи.

Выставка продлится до 13 марта 2013 года.

Надежда Назаревская

(c) 2013 ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования