Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

Чинз, капитоне, кутаная мебель – столь специфические названия элементов интерьера антиквары могут почерпнуть при внимательном осмотре замечательной выставки  «Гатчина» – дворцовые интерьеры в акварелях Эдуарда Гау и Луиджи Премацци, развёрнутой в Государственном Музее А. С. Пушкина на Пречистенке. Впервые Гатчинский музей привёз их в Москву.

Миновав основную экспозицию Музея Пушкина и поднявшись по  скрипучим лесенкам на третий этаж, попадаешь в уютные зальцы, где представлены эти редкостные акварели. В 1874 году известный светский  художник англичанин Эдуард Гау, которому тогда было 55 лет,  был приглашён Александром II в Гатчину для зарисовки интерьеров дворца. За шесть лет, вплоть до 1880 года прилежный  живописец  создал 56 листов. Небольшую лепту внёс и итальянец Премацци, создавший другие акварельные интерьеры (две из них представлены в экспозиции).

Гатчинский дворец изначально построен для известного  фаворита Григория Орлова. В 1790-е годы дворец частично перестраивался уже для  коронованного владельца – Императора Павла I с  семейством. Гатчина стала любимым местом проживания Императрицы Марии Фёдоровны, в нём она жила постоянно и после гибели Павла. Её овальный будуар украшали многочисленные миниатюры – портреты детей и внуков. Значительно позднее – уже в 1845-1856 годы  по поручению Николая I Гатчинский дворец перестраивался для вновь возникающих потребностей императорской фамилии.  Но при любых строительных новациях бережно сохранялись покои  Павла I; его овальный кабинет на первом этаже стал со временем своеобразным музеем, где хранились его личные вещи и другие памятные реликвии.

К началу XX века  Гатчинский дворец представлял собой анфиладу  парадных зал и жилых комнат  разных эпох и оформленных в соответствующих стилях. Этим и интересны акварели Э. Гау. Он  внимательно и скрупулезно воспроизвёл интерьеры, с предельной точностью воссоздавая их стилевое и цветовое решение.

Рисуя личные покои Императрицы Марии Александровны, Гау тончайшими мазками воспроизводит картины на стенах, и, присмотревшись, понимаешь, что это  Каналетто и Белото. А её ванная комната обита вощённым английским ситцем, который и назывался чинз. В обстановке других комнат также тщательно воспроизводится мебель с характерной стёганой обивкой – капитоне. Гостиные той эпохи «тонули» в тканях,  стены и вся  мебель покрывались одной и той же тканью – голубеньким ярким ситцем в весёленький цветочек, и такая мебель, где уже и не видно деталей из дерева,  назвалась мебельщиками «кутаная мебель».

Рассматривать акварели Гау – невероятно увлекательное занятие: за час-полтора представляешь в деталях стили рококо, неоготику  и другие исторические решения. Вдоль личных покоев Николая I и Александры Фёдоровны тянулась готическая галерея, в окна которых были вмонтированы цветные стекла, создававшие иллюзию витражей.  В жёлтой комнате, т.н. китайской, хранилась гигантская  коллекция – около 4000 предметов китайского и японского фарфора.

Вместе с рисунками Гатчинский музей-заповедник привёз на выставку несколько подлинных стульев и пуфик из дворцового интерьера, а  в витринах представил книги, которые читали российские Императоры:  «Придворные месяцесловы» на 1794 и 1798 годы, «Ода на обручение Их Имп. Высочеств Вел. Кн. Александра Павловича и Вел. Княжны Елисаветы Алексеевны. 1793 г.», «Экзерциции, приготовление к маршу, звания и должности полковых чинов. 1756 г.»
Гатчина пережила  Октябрьскую  революцию и Отечественную войну, оккупанты вывезли  почти всю мебель и элементы декора. Акварельные рисунки Гау и Премацци сыграли важнейшую роль при создании проектов реставрации Гатчинского дворца. К этим изо-документам могут обратиться  и антиквары при атрибуции своих находок.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

 

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования