Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

Отечество моё – в моей душе. Вы поняли?

Вхожу в неё без визы,

Когда мне одиноко – она видит… Эти строки написаны Марком Шагалом,  и первая из них  взята для названия  уникальной выставки в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина из собрания  Музея искусства авангарда  (МАГМА). Этот частный музей  создан в 2001 году по инициативе Вячеслава Кантора –  предпринимателя и президента Европейского еврейского конгресса, известного международного общественного деятеля. В экспозиции – сто  произведений хрестоматийных художников XX столетия, живших в России, уехавших после 1917 года и наших современников, ныне живущих вдали от неё. Свобода творчества способствовала созданию произведений, которые  становились явлением в мировом искусстве. Творческая индивидуальность  реализовывалась благодаря благожелательной, терпимой к «инаковсти», в современной трактовке «толерантной»  ситуации, в которой они работали. Именно толерантность, по мысли основателя МАГМА В. Кантора очень важна в современном  российском обществе.

Открывает экспозицию совершенно неизвестное полотно «Парижское кафе» Ильи Репина,  созданное им в 1874–1875 годах. Затем следует реалистичный, романтизированный «Женский портрет» Леона Бакста,  «центрует» экспозицию   великая картина Валентина Серова «Похищение Европы». И вдруг привлекает взгляд  знакомый уже по выставкам  Sotheby’s  пылающий красками « Портрет Якова Каган-Шабшая»  Роберта Фалька, созданный им в 1917 году и чудом уцелевший в перипетиях военного времени. И рядом его же «Церковь», написанная в прозрачной  нежно — зелёной гамме в 1912 году.

Парижская школа, пожалуй, самое яркое явление в понятии «толерантность». «Дети  разных народов» съехались в Париж   в 1900-е–1920-е годы, и, поселившись  в знаменитом «Улье», сумели собственную национальную идентичность превратить в мировое художественное явление. Самые яркие мастера Парижской школы в этой экспозиции представлены неизвестными широкой публике произведениями Марка  Шагала,  Амедео Модильяни и Хаима Сутина и многих-многих их современников и единомышленников. Серебристо —  голубой  «Автопортрет с музой »  Шагала поражает тончайшей нюансировкой всего трёх цветов: чёрного, белого и синего. И совершенно в другой яркой гамме написана его «Белла с букетом анемонов» (1926) – сочные тона  красного, розового, зелёного и большие плоскости фиолетового и насыщенного синего делают эту картину апофеозом  поклонения любимой модели и спутнице жизни.  Его же мраморная «Пара» удивляет мощью, силой  и нежностью, а ведь Шагал создал её в 1953 году – в уже немолодом возрасте. Скульптура Шагала практически неизвестна широкой публике. Открытия на этой выставке делаешь на каждом шагу – то удивительный по метафоричности  «Директор погоды» (1926) Александра Тышлера, или вполне реалистичный «Портрет Джо Лисси» (1930) Марка Ротко, открытием станет и абсолютно неизвестный в России Люсьен Фрейд с его «Портретом Али».

Выходца из глухого еврейского местечка Хаима Сутина  и «внерамочного»  в поведении итальянца Амедео   Модильяни объединяло соседство по мастерским в «Улье». И в этой экспозиции их произведения соседствуют.  Изящно отточенные «мадонны» Модильяни острее подчёркивают искажённое, болезненное мироощущение Сутина, так  неординарно, изломанно воплощённое в его жутких тушах и ломающихся, рушащихся пейзажах. Его живопись словно предвосхитила поэзию современных ужастиков. Одна из интересных работ Хаима Сутина, отмеченных столичной прессой, –»Поварёнок».

Феномен этой интереснейшей выставки  – и в открытии неизвестных произведений признанных мастеров, и редкой возможности выстроить в линейно-искусствоведческие ряды произведения  русского авангарда. Преломленный в России  сезаннизм, кубофутуризм представлены на выставке  в их многочисленных вариациях – творчество   Роберта Фалька,  Натана Альтмана,  Давида Штеренберга, Эль Лисицкого. Эти мастера работали  во времена  становления авангардных направлений в России. Впервые можно познакомиться с редчайшим экземпляром  книги Эль Лисицкого «Сихат Хулин» («Пражская легенда»), выполненной наподобие Торы в виде свитка,  книги, изданной литографским способом с авторской раскраской. Объёмно представлена и скульптура русского авангарда – « Невольник» (1922) Осипа Цадкина, «Арлекин с аккордеоном» (1919) Жака Липшица, произведения Наума Габо, Натана Певзнера и Луизы Невельсон.

Эволюция русского  авангарда показана работами художников  второй половины ХХ – начала XXI века. Зрители знакомятся с интереснейшими произведениями  плеяды художников-нонконформистов, которые открыли новую страницу в  русском искусстве. Нонконформизм не был единым течением и не провозглашал никаких идеологических целей и программ. Принадлежность к кругу неофициального искусства никак организационно не оформлялась. Художники отстаивали своё право работать, создавать  произведения по собственным эстетическим и философским принципам. Они опирались на опыт отечественного авангарда первой трети ХХ века или современных им  течений зарубежного искусства и при этом использовали стилистические и технические приемы – от экспрессионизма и кубизма до абстрактного экспрессионизма и поп-арта. Нонконформизм представлен  малоизвестными произведениями Владимира Вейсберга, Михаила Шварцмана, Эдуарда Штейнберга, Владимира Яковлева. Меня поразили последние работы Виктора Пивоварова.  Отталкивающийся от открытий сюрреалистов и мастеров «метафизической живописи», с одной стороны,  стилистики комиксов и детских иллюстраций – с другой, он создаёт загадочные и занимательные образы.  Его трёхмерные ассамбляжи из серии «Стеклянные» (2010)  – «Смотри вверх!», «Задумчивый», «Между змеей и кроликом»  завораживают – смотреть и разгадывать, одушевлять собственными размышлениями можно каждый стеклянный бюст и заключённые внутри него предметы. Этот изобразительный  концепт подтверждает старую истину: мысль и фантазия художника безграничны.

Выставка «Отечество моё – в моей душе…» позволит российскому зрителю не только  по-новому взглянуть на творчество уже известных авторов, но и открыть для себя новых мастеров, которые не только сохранили свою самобытность, но и оказали огромное влияние на мировой  художественный процесс. И в то же время она утверждает банальную мысль:  только свобода творчества  порождает подлинные шедевры, толерантность к инакомыслию даёт реальную «прибавочную стоимость» – аукционные цены представленных шедевров и этому подтверждение.

Выставка проходит до 16 февраля 2014 года.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования