Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

«Я поведу тебя в музей, — сказала мне  сестра». Михалковский стишок врезался в память с детства. И, как известно, сестра торжественно вела младшего братишку в Музей В. И. Ленина. Власть коммунистов сменилась на современное  рыночное бытие России. Сменились, конечно,  и идеологические векторы. То самое здание, которое было построено специально для Городской Думы,  которое затем, с соответствии с идеологией Страны Советов, превратили в фетиш-музейное пространство вождя, ныне отдано династии Романовых.  Главный большевик ненавидел  их до зубовного скрежета, он, в историческом смысле,  и стал убийцей  семьи Николая II, и вот такой поворот…

Столь же неистово как в своё время Ленина, нынешние россияне любят  российских  самодержцев. В новогодние дни москвичи и гости столицы выстроились в длиннющую очередь, чтобы попасть на выставку,  посвящённую  400-летию Дома Романовых. Государственный Исторический музей  проделал огромную подготовительную работу, собирая для экспозиции  царский и великокняжеский портрет XVII – начала XX века. Семейство Романовых на протяжении  трёх веков было главным портретируемым  «лицом»  в России, как затем в XX столетии любимыми  моделями стали Ленин и Сталин. Изображения царствующих особ должны были присутствовать на «красной» стенке во всех правительственных учреждениях России, как теперь портрет В.В. Путина. Императоров  писали великие художники, потому эти произведения и ныне являются художественным достоянием.  В XVIII – первой половине XIX века романовские  портреты тиражировали в гравюре и литографии, производство которых было неплохой статьёй дохода  тогдашней Академии художеств. С появлением фотографии стало возможным познакомиться с частной жизнью Императорской фамилии. На выставке –  более 400 произведений знаменитых русских художников: Ф. Рокотова,  Дж. Доу,  А. Брюллова,  Б. Растрелли, П. Соколова, А. Маковского, И. Репина, И. Крамского, П. Антокольского, Р. Баха, И. Витали, Д. Евреинова. Впервые на выставочную площадку «вышли»  все  Романовы.

Нашим современникам  повезло – впервые можно увидеть в романовской  портретной галерее малоизвестных широкой публике  многочисленных великих князей и княгинь, которые никогда не занимали трон, но были весьма влиятельны. Среди многих поколений Романовых были люди  неординарные, с сильным характером и выдающимися способностями. Они занимали важнейшие государственные посты, играли заметную роль в общественно- политической и культурной жизни страны. Князь Константин Константинович  – поэт  и драматург, президент Императорской Академии наук;  Николай Михайлович  –  крупный историк и основоположник науки о бабочках; Георгий Михайлович – выдающийся  нумизмат, управляющий Русским музеем; Пётр Николаевич – незаурядный архитектор и строитель;  Дмитрий  Константинович – селекционер и коннозаводчик, Александр Михайлович – создатель отечественного военно-воздушного флота; Ольга Александровна – талантливая художница; Мария Павловна-младшая – удачливый дизайнер, основавшая в Париже Дом вышивок «Китмир», который сотрудничал с  самой Шанель. Помимо портрета на выставке показан ряд исторических и жанровых произведений, воссоздающих эпизоды  из жизни Романовых. Изобразительная часть экспозиции дополнена  интереснейшими мемориальными  предметами.
Бэк-граундом романовской России всегда было торговое сословие, которое не только обогащало себя, но и способствовало благосостоянию страны. Обладая богатейшим собранием русского портрета, ГИМ  смог одновременно с «романовской» организовать выставку купеческого портрета, в основном музейном здании, но  с боковым – напротив Иверской часовни – входом.  Выставка купеческих портретов задумывалась  как новый  взгляд на портрет третьего сословия. «Не себе, а Родине» – таков был девиз герба известных промышленников Губониных. Уникальное собрание ГИМа даёт  возможность проследить эволюцию  представляемого жанра –  от костюмного и предметного изображения к психологическому портрету конкретного лица.
Портреты купеческих родов XVIII – начала XIX  века  заказывались  для  родовых галерей. В XVIII веке  купцы  сохраняют  патриархальный облик – в нашем сознании они запечатлелись  с застывшими лицами и с  традиционной стрижкой «под горшок», с бородами и в кафтанах старорусского покроя, при этом на  характерных одеждах тщательно прописаны жалованные купеческие медали. Такие купеческие портреты писались по определённым канонам:  фронтальное изображение фигуры на тёмном фоне, орнаментальная линейная композиция, плоские формы, локальные цвета.  Характер и темперамент портретируемых,  даже их возраст оставались «за кадром». До нынешних дней эти изображения дошли без указания имён изображённых, да и, зачастую,  авторство осталось  под  этикеткой «Н.Х.». Анонимные портреты «купецких людей» XVIII в. воспринимаются как определённые человеческие типажи: грозная, пышущая жизненной энергией архангелогородская старуха в пунцовой душегрее или элегантная купчиха — франтиха в шёлковом платье с декольте и с веером в руках. Но уже в конце того же века и самых  первых годах XIX столетия  облик купца изменяется. Меня весьма удивил  «Портрет Николая Михайловича Гусятникова» (1801) – этого московского купца современники называли   «превеликий англоман», он подавал прошение о пожаловании дворянства, но получил его  только в 1812 году. Московский «торговый человек» изображён эстетствующим денди в белых лосинах и изящном сюртуке, арфа в углу портрета, вероятно, адресовала зрителей к музыкальным наклонностям изображаемого.

А вот  вторая  половина  XIX – начала XX века представляет уже персонифицированные образы, купеческие династии:  чаеторговцев Боткиных, кожевенников Бахрушиных, мануфактурщиков Щукиных  и Рябушинских, кондитеров Абрикосовых и знаменитых промышленников и банкиров Гучковых. Какие типажи, какие лица – сколько достоинства и силы в лице «фарфорового короля»  Матвея Сидоровича Кузнецова! Практически всё, что создали, построили, запустили  в производство существует и поныне: Боткинская больница,  щукинский особняк на Малой Грузинской, бахрушинский музей на  Павелецкой, Дулёвский завод …

Очень многие купцы были собирателями – сколько собрали, сохранили и привезли в Россию известные Щукины – пять братьев были увлечёнными коллекционерами. Именно Исторический музей обязан Петру Ивановичу Щукину   поистине гигантским собранием разнообразнейшего материала: от архангелогородской резьбы по кости до старинных русских портретов и народного костюма. В экспозицию включён «Уголок купца-собирателя» –  именно так и выглядели «сокровища» Петра Ивановича. Он ещё при жизни завещал свой Музей русских древностей Историческому музею.

Дагерротипы представляют купечество в новом виде изображения. Но рассмотреть эти лица практически невозможно – этот раздел экспозиции очень плохо освещён, да и имеющийся свет отражается и бликует. Но в целом выставка замечательная. Она развенчивает устоявшиеся мифы о русском купечестве, представляет это сословие как фундамент Государства Российского.

Выставка  портретов династии Романовых продлена до 30 января 2014 года.

«Купеческий портрет» открыт до апреля 2014 г.

Надежда Назаревская

(c) 2014 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования