Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Обзорные статьи — 29 Декабрь 2013

В конце года все СМИ публикуют итоги. Займёмся и мы нашими – антикварными итогами. Репортажи коллег из Лондона всё больше напоминают биржевые сводки. Голубые фишки заменяются на другие  имена: Фальк, Фешин. И даже наше культурное радио доносит до трудящихся только результаты зарубежных аукционов. Перевод стрелок на мировом антикварном  рынке на лондонское время формирует у обывателя искажённое  суждение о наших национальных антик-достижениях. Попытаемся представить заинтересованным лицам реальную картину российского рынка.

                                Достижения

С осени 2013 года начала меняться картина отечественного антик-рынка. Значительно увеличенная с  сентября Правительством  Москвы арендная плата  потеснила антикваров  с насиженных муниципальных мест в музеях, галереях и  салонах,  стали возникать новые аукционные площадки, работающие по чёткому расписанию. Выход к широкой публике, стремление приобщить новое, подросшее за последнее десятилетие поколение россиян – знаковая тенденция отечественного рынка искусств.

Начали проводиться  торги в давно и хорошо известной галерее «Три века». Её  глава  Андрей Руденцов –  антиквар первой линейки российского антик-бизнеса – давно признан профессиональным сообществом, как впрочем, и ведущий эти торги Алексей Зайцев, возглавляющий  другую известную галерею «Альбион». Аукционный дом «Три века» к концу 2013 года провёл уже три аукциона – торговал живописью, графикой, иконами и букинистикой, и публичные торги прошли успешно. Детально результаты мы представляли в нашей другой рубрике.

Не столь известная широкой публике  Галерея Литкабинет стала популярна у любителей графики – в ноябре 2013 года она провела аукцион «Медиа-графика», на который уже приходили известные собиратели «бумаги». Событием антик — сезона стали торги  «Редкие и ценные книги известного собрания» нового  игрока на нашем пространстве – АД «Антиквариума».  В ноябре в зале  отеля «Метрополь» собралось всё букинистическое сообщество. Предлагаемая коллекция была  самоценна как подборка раритетов, и в то же время  представляла отечественную культуру в эволюционном развитии. Последовательно – век за веком можно было  проследить по  собранию Игоря Горбатова российский вклад в мировую сокровищницу: от знаменитого «Апостола» (Вильна, после 1595 г.) до автографа Казимира Малевича  на гранках  статьи «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи» и рукописной книги Циолковского «Очерки о вселенной», включая  «Мёртвые души»  Николая Васильевича Гоголя с рисунками Агина.  На этом достопримечательном аукционе зафиксирован самый высокий процент продаж, из 300 лотов снято было лишь 48, т. е. уход составил 62%.

 Ширится аукционная торговля в Санкт-Петербурге. Аукционный дом  Арт-Юнион весной и осенью 2013 г.  провёл торги в известном помещении Союза художников на Большой Морской. Устроители собирают «особенный» – питерский  материал  – произведения крупных мастеров ленинградской  школы 1920-1980-х годов: А. Мыльникова, П. Фомина, В. Гринберга и их коллег. Коллекционеров привлекает на эти торги, прежде всего,  провенанс предлагаемых к продаже вещей,  устроители аукциона разыскивают интересные вещи в мастерских художников или у их наследников. Входит во вторичный оборот и материал, происходящий  от  известных ленинградских коллекционеров и собирателей. Уже известный игрок отечественного рынка – Российский Аукционный дом в декабре провёл торги  в Петербурге. И это был уже  седьмой аукцион антиквариата, но уже на новом месте – аукционном зале РАД в центре Петербурга. В декабре же РАД  организовал  Первые Букинистические торги совместно с Петербургским Домом книги на Невском (в известном Доме Зингер).

 Значимым событием антик — сезона стали торги Восточно-Европейского аукционного дома. Коллекционерам предоставлялась возможность купить в России шедевры голландской и фламандской живописи из собрания известнейшего российского собиратели Василия Горященко. Впервые в России за последние сто лет на открытые торги «вышла» старая, квалифицированно подобранная и исследованная специалистами — искусствоведами   коллекция. Двадцать пять шедевров голландской, фламандской и итальянской живописи XVI-XVII веков музейного уровня впервые были представлены широкой публике.  Творения Яна Брейгеля Младшего и Виллема Ван Херна  невероятно редко  выходят из частных хранилищ и предлагаются ценителям подобных раритетов.

Прошедшие  аукционы представили  новые возможности российского рынка. Можно говорить о том, что ныне отечественный арт-рынок  переживает интереснейший момент.

                                                    Огорчения

Рынок – пространство живое. Одни аукционы возникают, другие уходят. Но лично мне очень жаль, что не проводил  в Петербурге осенние торги аукцион «Русские  сезоны», последние он провёл в мае 2013 года. На наш взгляд, там собирался очень интересный, разнообразный антикварный материал: от живописи и графики до мебели и предметов интерьера, издавались прекрасные каталоги.

Топовый  сегмент российского антикварного рынка был  представлен на прошедшем в декабре 2013 г. Салоне изящных искусств в Экспоцентре. Вещи показали музейного уровня, и ни в чём они  не уступали европейскому старому искусству.  Но… существующий Закон о ввозе-вывозе не позволяет российским антикварам официально (легально) продавать  свои предметы  европейским коллегам. А спрос на русское искусство в Европе есть, поскольку  там проживает, в частности только в Лондоне около 400 тыс. россиян. Отвечая спросу, и некоторые российские антиквары переместились туда же. Странная сложилась ситуация в Российской Федерации – топ-покупатели отечественного искусства с удовольствием его приобретают в Англии, а родное законодательство остаётся всё ещё на уровне Советского Союза. На наших глазах – в течение последних пяти лет произошёл передел сегмента русского искусства, и топ-сегмент переместился в туманный Альбион.  И  как бы усердно ни работали российские  антиквары, они не в силах переломить сложившуюся ситуацию.

Отечественное  антик-сообщество вступает в  эпоху перемен. Идёт обновление антикварного коллектива – показателем  этого процесса был осенний Российский антикварный салон в ЦДХ. На многих стендах работали молодые антиквары, к сожалению, не всегда компетентные и образованные. Это молодое поколение чаще всего имеет специальное искусствоведческое образование, но НЕ имеет опыта, и главное не всегда желает его приобретать. Амбиции «всезнаек»  и продвинутых компьютерных пользователей порождают своеобразную  манеру поведения – неуважительное отношение к клиенту, нежелание общаться с людьми старшего поколения. Кроме того, нынешних скороспелых антикваров «выращивают» в неких коммерческих школах¸ далёких от реалий рынка условиях, от каждодневного, визуального и  тактильного  общения  со старым искусством.  Люди, вчера получившие диплом «антиквара», увы, не «понимают»  вещей, не видят откровенных подделок. По нашему мнению, поверхностное  профобразование  (где-то 3 месяца- где-то один год),  отсутствие необходимого опыта и насмотренности при приёме вещей от сдатчиков и при комплектовании аукционов  способствуют появлению  на рынке откровенных фальсификатов.  И в силу тех же причин на салонах в ЦДХ  появляются   вещи  сомнительные. В наш российский оборот  стал активно  входить  европейский brocante – антиквариат среднего и нижнего качественного уровня, более того, откровенный заморский  неликвид.

В Европе желающих приобрести профессию  антиквара обучают  традиционно в специальных институциях при крупнейших аукционных домах или же «растят»  свою смену в семьях. Антиквар в Европе, как правило, наследственная профессия. Потихоньку приживается  эта традиция и в России, нашему сообществу хорошо известны  такие молодые антиквары.

                                            Чем  сердце успокоится

Антикварное сердце  успокоится, когда в России трансформируется Закон о ввозе/вывозе, но старшему поколению до этого, вероятно, не дожить. Средне-возрастные и состоятельные россияне, не имеющие возможности регулярно выезжать и приобретать искусство в Лондоне,   спокойно ходят на московские и питерские аукционы. Эта публика уже в некоторой  степени заменяет уходящих стариков-коллекционеров. Формально – на конец 2013 года российских игроков на аукционном поле можно насчитать числом 16, в него мы не включили сугубо специализированные торги нумизматикой и букинистикой, а ведь,  именно нумизматы и букинисты наиболее динамично развивают  свои  сегменты рынка, они являются реальными лидерами по объёмам регулярных продаж, и именно они публикуют результаты  своих торгов, что практически не делают «живописцы» и «ДПИ-ишники».  Сейчас аукционов, работающих по графику, по чёткому расписанию и тех, кому можно доверить  свои вещи или деньги при приобретении подлинных предметов можно пересчитать по пальцам одной руки. Упомянём в очередной раз об одном из таких игроков. АД «Кабинет» лидирует и по объёмам продаваемого материала, и по аукционным финансовым итогам, кстати, именно там был продан российский раритет – вновь открытая картина К. Петрова-Водкина «Орфей» за 30 млн. рублей, что также является российским ценовым рекордом.

Зимой антиквары работают напряжённо, готовясь ко второй половине  «высокого» сезона, новые покупатели, тяготеющие к искусству,  уже  появляются, остаётся ждать  ярких событий.

Надежда Назаревская

(c) 2013 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования