Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

«Человек, связанный с искусством, никогда не должен торопиться с оценками», – так часто повторял Георгий Дионисович Костаки (1913-1990). Это был Великий коллекционер XX столетия. Большую часть жизни он прожил в России – Советском Союзе. Памятуя о столетие со дня его рождения, Третьяковская галерея (Крымский вал)  развернула небольшую экспозицию книг, документов, фотографий  и видеоматериалов. А на стене над большим портретом Коллекционера воспроизведено это высказывание – столь актуальное  сегодня. Чутью, непредвзятому взгляду, его художественному предвидению  Россия и, в частности  Третьяковская галерея, обязаны лучшим собранием русского авангарда.

Георгий Дионисович вновь открыл это искусство  в 1940-х годах. «Как-то совершенно случайно, попал я в одну московскую квартиру – там я впервые увидел два или три холста авангардистов, один из них – Ольги Розановой…», – вспоминал Костаки. Его бесценные воспоминания успел записать Савелий Ямщиков –  сегодня эта тоненькая книжечка – совершеннейший раритет. Но историю находок Костаки можно прослушать и  в изложении  его дочери Алики Костаки, её рассказ звучит в небольшом фильме, снятом уже в Греции. Советская власть в 1977 году  буквально вытолкала Костаки на его историческую Родину, предварительно решительно предложила «поделиться»  собранной уникальной коллекцией с государством. Вот так происходила ещё одна  большевистская реквизиция искусства. Фотодокументы этого изъятия  можно увидеть на проходящей мини-экспозиции.

Открытый Костаки русский авангард  стал очень дорогим товаром на антикварном рынке – вещей сохранилось крайне мало. Их в эпоху идеологического тоталитаризма уничтожали и сами художники,  и их наследники, и войны, кроме того тяжёлые квартирные условия хранения не способствовали сохранности уникального русского достижения. В период перестройки  возникла мода на Россию и русское искусство, и поплыло оно в дипломатических чемоданах, а то и просто контрабандой на Запад  –  в США и  Европу.

В Америке в конце 1980-х годов стали проходить аукционы русского авангарда, и на одном из таких торгов обнаружилось,  что выставляемые произведения – подделки. Западные аукционисты не стали разбираться –  кто виноват и что делать – попросту все вещи сняли с торгов. Этот  сегмент русского искусства оказался в тот момент  практически закрытым. Он начал  с трудом восстанавливаться  лишь в 2000-х годах. Произведений – крайне  мало, все они тщательнейшим образом исследуются узкими спецами по авангарду, проверяется их провенанс.  Изредка «находки»  авангарда всплывают на рынке, но всегда вызывают сомнение.  И как шутят антиквары: «Все чердаки уже давно заколочены со времен Костаки».

Но не тут –  то было! На недавнем одном российском аукционе в экспликации лота написали: «Живописец, график, художник, которого можно назвать «нераскрытым» именем  в истории русского авангарда». Оказывается, кому-то удалось вскрыть тот самый «заколоченный чердак»! Умельцев в России всегда хватало!

Надежда Назаревская

(c) 2013 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования