Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Обзорные статьи — 06 Декабрь 2013

Ноябрьские Русские торги 2013 года в Лондоне вновь поразили воображение арт-0бщественности суммами продаж отечественного искусства. Лидером марафона искусств стал Sotheby’s, его общий объём продаж составил 19,5 млн. фунтов стерлингов.

Событие этого аукциона – продажа до начала торгов двух топ-лотов: большого холста Роберта Фалька «Мужчина в шляпе» (1917) и работы Петра Кончаловского «Портрет семьи в ателье художника». Сумма этих двух продаж – более 10 млн. фунтов. Потрясающая по мастерству картина Фалька, где изображён известнейший дореволюционный коллекционер Яков Каган-Шабаш, окутана не только тайной её реализации, но и загадочным её бытованием в течение века. Известно, что вся коллекция Кагана погибла во время Второй мировой войны, но этот портрет чудом сохранился, потому что Яков послал его своему брату Александру, потомки которого и выставили произведение на торги. Обе работы приобрёл крупный коллекционер из России. Русские шедевры привлекают и россиян, живущих на Родине, и многих наших соотечественников, рассеянных по всему миру.

Sotheby’s, кроме указанных шедевров, выставил на аукцион и другие редчайшие композиции: «Портрет Марии Якунчиковой» Валентина Серова (ушёл за 830 тыс. фунт., эстимейт – 300 тыс.); «Обнажённая» Николая Фешина – 1,2 млн. фунтов (эстимейт – 700 тыс.); произведение Генриха Семирадского обрело нового владельца практически за сумму эстимейта; керамическая работа Михаила Врубеля «Девочка в венке» – 194,5 тыс. фунт. (эстимейт – 120 тыс. ); темпера Николая Сапунова «Пионы» – «выросла» в более чем десять раз (с эстимейта в 60 тыс. фунтов),  а конечный покупатель заплатил 746 тыс. фунтов. Две роскошные дворцовые вазы реализованы  за 2,2 млн. долл., причём организаторы торгов сообщают, что их приобрёл покупатель, ранее никогда не участвовавший на аукционах Sotheby’s.

Общий объём продаж у Christie’s составил 16,9 млн. фунтов. Christie’s представлял русское искусство XIX-XX вв. во всём его разнообразии. Полномасштабный русский авангард  предъявлен публике «Купальщицами» (1911) Машкова, его неординарное авторское видение женской красоты оценил частный покупатель, заплатив за шедевр 4,1 млн. фунтов. Коллега Машкова по авангардным устремлениям – Аристарх Лентулов установил свой мировой рекорд цены пейзажем «Церковь в Алупке», который реализован за 2,1 млн. фунтов. Скромную цену обозначил Иван Айвазовский, его «Набережная на рассвете» прошла за 782,5 тыс. фунтов, приобрёл картину покупатель из России. Вернётся на Родину, и картина Виктора Васнецова «На страже» (продана за 338,5 тыс. фунтов); очаровательные детишки Константина Маковского «Портрет детей художника Ольги и Константина» долгое время «проживали» далеко от России – в США, и нынешний покупатель заплатил за блестящую работу 506,5 тыс. фунтов. Большая акварель Александра Бенуа «Смотр войск Императором Павлом I возле Михайловского замка» вызвала неожиданный интерес нескольких претендентов, поэтому старт в 60 тыс. фунтов вырос до 482,5 тыс. Непременный для всех Русских торгов Алексей Харламов выставлялся сентиментальной картиной «Две девочки, собирающие букет» (продана за 458,5 тыс. фунтов). Редкая большая фарфоровая ваза советского времени (1930 г.) с эстимейтом в  50 тыс. фунтов прошла за 422,5 тыс. фунтов.

Общий итог продаж у MacDougall’s был значительно скромнее, чем у конкурентов в этом сегменте мирового рынка – 9 млн. фунтов. MacDougall’s на этот раз удивил уникальным полотном Леона Бакста «Купальщики на Лидо». Эта последняя из четырёх работ, написанных в 1909 году,  – изображение Дягилева и Нижинского во время их совместной поездки в Венецию, находившаяся в частных руках. Чрезвычайно экспрессивная, пронизанная солнцем композиция Бакста по его собственному признанию была одной из лучших живописных работ начала века. Остальные три полотна этой серии находятся в собраниях Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА), Фонда Робетра Тобина и Музея Израиля в Иерусалиме. Работа интересна и своим провенансом, так как изначально происходит из коллекции племянницы Бакста Милы Марковны Барсак. Эта редчайшая работа  продана за 623 тыс. фунтов. Но всё же для россиян ближе «родная речь» –  любимые классики из книжек их детства, а потому «Домик в лесу» Алексея Саврасова был реализован подороже – за 672,6 тыс.

Самым дорогим лотом стал очень красивый пейзаж Бориса Кустодиева «Венеция» (ушёл за  751,2 тыс. фунтов). Картина Сергея Виноградова «Женщина у моря» нашла покупателя за 351,3 тыс. Женский портрет Роберта Фалька продался за 313 тыс., и несколько ниже этой цены прошёл пейзаж Константина Юона «Вид с балкона» –  263,4 тыс. фунтов. Весьма скромную сумму –  80,4 тыс. фунтов обрела на торгах загадочная картина Николая Рериха «Дзонг вечером», хотя устроители рассчитывали, конечно, на большее. Разгадка изображенного на ней мотива во время подготовки аукционного каталога стала для исследователей творчества художника настоящей сенсацией. Оказалось, что это небольшое полотно, написанное в 1928 году, – не просто один из замечательных образцов «тибетской живописи» Рериха, но и уникальный исторический документ, доподлинно свидетельствующий о пребывании художника в священной столице Тибета Лхасе.

Активно двинулась к покупателю советская живопись – работы П. Соколова-Скаля, В. Стожарова, А. Пластова, К. Максимова. Классический соцреализм живёт на  мировом художественном пространстве. И это продуманный маркетинговый шаг организаторов. Русская национальная живописная школа получила органичное продолжение в творчестве художников советской эпохи. Именно пластическое и колористическое единство, художественная выразительность создают нашей школе её уникальность. Семь работ Владимира Стожарова продались в диапазоне от 6 до 27 тыс. фунтов, «Женский портрет» Аркадия Пластова купили за 33,7 тыс., картина Петра Соколова-Скаля нашла своего ценителя за 195 тыс. фунтов. Чуткое понимание подспудных движений рынка обеспечивает MacDougall’s интерес к нему и рыночное равновесие.

Старина Bonham’s также торговал обычным русским ассортиментом: традиционный Иван Айвазовский «Русские корабли в Ялте» ушли за 92,5 тыс. фунтов, картина Н. Рериха «Канченджанга» стала самой дорогой на этих торгах – 1,3 млн. фунтов и его же «Венец мира» ушёл за 434 тыс. фунтов. Рекордом для Bonham’s стала продажа картины Роберта Фалька «Дама в лиловом» – 1,2 млн. фунтов. Намного дешевле продался «Охотник» Льва Бакста – 60 тыс. фунтов. Большая часть этих вещей поступила из частных европейских коллекций. У Bonham’s соцреализм также нашел ценителей. Довольно средняя по своим художественным качествам большая картина Евгения Кацмана «Рыбаки-колхозники» ушла за 158 тыс. фунтов. Общий объём продаж у Bonham’s – 5,6 млн. фунтов.

Торги в Лондоне показали и рост цен, и появление новых покупателей, и расширение ассортимента. И как сказал недавно известный российский антиквар Михаил Суслов: «Русские торги «перетащили» наших покупателей в Лондон». И, очевидно, что ценовые рекорды вновь повлияют на ценообразование на внутреннем российском рынке.

Надежда Назаревская
(c) 2013 г. ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования