Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.

Атриум Музея личных коллекций 3 июля 2013 года был забит до отказа – художественная Москва, несмотря на  тридцатиградусную жару  всё прибывала и прибывала. Известные скульпторы, живописцы, фотографы, арт-критики пришли на открытие мемориальной  выставки Лазаря Гадаева (1938-2008). Дополнительным поводом для посещения Пушкинского была ещё не обсуждённая в арт-кругах новость – назначение  вместо Ирины Антоновой  нового директора ГМИИ. И, вновь назначенный руководитель  – Марина Лошак выступила с приветственным словом на открытии выставки Гадаева. 

Экспозиция устроена замечательно. Скульптуры этого дивного мастера встречают посетителя уже у входа в музей. А затем его библейский цикл последовательно представлен на специально выстроенных стендах.

Гадаев родом из Северной Осетии – там он получил первоначальное художественное образование, а затем – уже в Москве окончил Суриковский  институт (1966), где учился у советских классиков – М. Манизера и Д. Жилинского. Самобытное видение мира  органично соединилось в его творчестве с принципами московской школы скульптуры. Ему была дана от природы особенная  мягкая,  чувственная пластика. Во всех его вещах видна нежная, но в то же время крепкая авторская рука, словно ласкающая, оберегающая  своих любимых персонажей.

Выставка названа «Искурдиада», что  на родном для Гадаева дигорском диалекте осетинского означает «мольба». Это слово было значимо для скульптора. Именно так названа его  книга рассказов и стихотворений в прозе. В начале 1990-х годов мастер обращается к евангельской теме: «Молящийся Христос», «Сёстры», «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря». А затем – уже в новом тысячелетии им были  созданы «Рождество» и «Бегство в Египет».  

В 2003 году Гадаев получил от Института Святого Франциска Ксаверия заказ на цикл рельефов, посвящённых Крестному пути – Via Crucis, Via Dolorosa – скорбный путь Иисуса Христа от Гефсиманского сада до Голгофы. Тысячи паломников проходят его в Иерусалиме. Вдоль дорог к почитаемым храмам устанавливаются скульптурные или живописные изображения Стояний Крестного пути.

В 2004 году скульптор приступил к работе над циклом Стояния Крестного пути. Сохранилось несколько десятков рисунков, в которых Гадаев «нащупывал» пластическую формулу для каждого из сюжетов. В результате получилось 14 чётко читаемых композиций. Следующим этапом стало воплощение в «переходных» материалах  – глине, пластилине. Далее небольшого формата плакетки разного размера были отлиты в бронзе, и только потом скульптор приступил к созданию рельефов большого формата. Так родились две серии рельефов, малая и большая. Малая – она более лаконичная, экспрессивная.   Большие рельефы –  их размер около метра по одной из сторон – более сдержаны и закончены. Всего на выставке – 38 произведений, среди которых скульптурные композиции двух последних десятилетий, а также 8 малых и 13 больших рельефов из серии  «Крестный путь», где во всей полноте раскрывается глубочайший смысл слова «искурдиада» – столь важного не только для скульптора, но и для всех нас. 

Когда публика  стала расходиться, и стало потише,  – вдруг послышался знакомый – характерный  голос Иллариона Голицына, но этого не может быть – ведь он трагически погиб несколько лет назад. Голос доносился из  соседнего зала – там с экрана он и звучал. Фильм завораживает – как всегда и при жизни  этот редкостный человек и художник привлекал зрителей к  своему творчеству.

Выставка, приуроченная к его 85-летию,  представляет более 100 произведений из коллекции музея и собрания семьи художника. Илларион Голицын родился в семье художника-графика Владимира Михайловича Голицына, судьба которого  сложилась трагически: безвинно осужденный в 1941 году, он погиб в лагере в 1943-ом. Отец  и  был  первым учителем,  затем  им стал друг семьи  – живописец  Павел  Корин, а в Строгановке – график Евгений Тейс.

По окончании института Илларион Голицын женился на Наталье Адриановне Ефимовой и поселился в Новогиреево, в знаменитом «Красном доме», который был построен В. Фаворским, И. Ефимовым и Д. Кардашовым. Жизнь в одном доме с Фаворским, постоянный контакт  с ним  оказали огромное  влияние на развитие. Голицын работал и как график, и как живописец, и как скульптор. «Гравюра…. дисциплинирует своей строгостью»  –  писал он. В контексте всеобщего художнического увлечения линогравюрой им была создана собственная  серия: «Будни пригорода», «В час пик», «На московском перроне», «Выходя из электрички», «В последней электричке».

Творчество Иллариона Голицына, представленное в развитии, позволяет проследить огромный  жизненный и художнический путь. Серии  «Памяти Фаворского» и «Дмитровские чудаки» – это 1970-е годы, а его огромная, как живописное полотно  гравюра «Дмитров и дмитровские чудаки» – своеобразное  воспоминание и духовное  прощание  с тем, что  было, и с теми, кто уже ушел из жизни. Перед нами громадная панорама Дмитрова, где с высоты птичьего полёта изображён город с его древностями и современными домами, а также близкие люди, среди которых, конечно, отец.

В начале 1980-х годов художник активно экспериментировал  с цветом. Им были созданы оригинальные акварели с тончайшими нюансами красного, розового, жёлтого, синего, зелёного. Он стремился передать свет цветом в таких работах:  «Раннее утро» (1983), «Комната летом» (1985), «Утренний свет» (1986), «Окно зимой» (1989) и др. Цвет  становится  определяющим началом в его листах. Духовное общение с Илларионом Владимировичем  Голицыным дарит радость бытия и гармонию подлинного искусства.

К обеим выставкам в МЛК  изданы каталоги. Выставки продлятся до начала  сентября 2013 года.

Надежда Назаревская

(c) 2013 ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования