Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
Обзорные статьи — 23 Июнь 2013

Русские торги, проходившие в британской столице  в первую  декаду июня 2013 года, принесли организаторам более 50 млн. фунтов и стали рекордными за последние пять лет. Обозначился явный рост продаж по сравнению с прошлогодней Русской неделей. Тенденция затронула все крупнейшие аукционные дома. Кризисный спад, возможно, остался позади. По прогнозам специалистов — русское искусство почти неизбежно продолжит дорожать и в начале нового осеннего сезона.

Лидером по общему объёму выручки  (более 17 млн. фунтов стерлингов) стал аукционный дом Sotheby’s. Торги  здесь шли  три дня, в отличие от остальных домов, ограничившихся только одним днём продаж. Тридцать шесть лотов реализованы по ценам, превышающим 100 тыс. фунтов за позицию,  — больше, чем у всех остальных аукционных домов вместе взятых.

С замечательным результатом  продалась очень красивая, дышащая покоем и гармонией, картина  Николая Фешина «Портрет жены и дочери». Выставленная на торги с эстимейтом в 500-700 тыс. фунтов, она ушла  за 1,5 млн. Показанная в Москве на предаукционной выставке работа «Femme Cubiste»  Натальи Гончаровой достигла итога  в 662,5 тыс. фунтов, и это уже вторичный оборот данного произведения (Sotheby’s  ранее выставлял её на торги в 1969 году).  

Успешной стала продажа  «просторного», дышащего воздухом пейзажа Петра Верещагина «Вид Дворцовой площади. Санкт-Петербург», итог — 506,5 тыс. фунтов — несколько превысил верхнюю планку эстимейта.

Самый дорогой июньский лот оказался опять же  в арт-портфеле  Sotheby’s — картину неоклассика  Александра Яковлева «Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо» купили за 2,5 млн. фунтов, итог  в 2,5 раза превысил верхнюю планку  эстимейта. А вот работа знаменитого «лесного»  классика Ивана Шишкина «Тропа в лесу» ушла за  сумму 100,9 тыс. фунтов —  лишь немного выше нижней планки оценки.  

Многолетний фаворит лондонских торгов  Иван Айвазовский на этот раз достиг также неплохой  суммы – 88,9 тыс. фунтов. Столько предложили за его прелестное тондо «Вид Ялты». Любимец публики Михай Зичи со скромным, но царским сюжетом «Александр III в Зимнем дворце», нашёл ценителя и был передан ему за за 37,5 тыс. фунтов.

Графический портрет Анны Ахматовой работы Юрия Анненкова был продан дороже многих живописных полотен, выставленных на торги. Небольшое произведение, выполненное на бумаге гуашью и карандашами,  с предварительной оценкой  в 150–200 тыс. фунтов, ушло за 902,5 тыс. фунтов.

Стоит упомянуть классика – нонконформиста Владимира Вейсберга – его  «цветной»,  нехарактерный «Натюрморт с фруктами» реализован за внушительные для этого художника 206,5 тыс. фунтов.

Примечательно, что работы Гончаровой и Фешина были приобретены людьми, ранее ничего не покупавшими  на аукционах Sotheby’s. Покупателями июньских торгов стали  клиенты из более, чем 30 стран. Их присутствие на Русской неделе повысило конкуренцию на предлагаемые произведения, при этом 40 % предлагаемых к продаже лотов обрело новых владельцев в первый же вечер.

Продажи показали значимость участия в аукционах опытных клиентов из России и стран СНГ. «Период повального увлечения искусством второй половины XIX века был связан с тем, что покупатели не знали или плохо знали другие разделы русского искусства, но теперь изменился и уровень их образованности и горизонт претензий. Вошло в моду начало XX века, художественный язык этого периода стал востребован, и Яковлев, и Анненков вписываются в эту тенденцию, их работ на рынке очень немного, а такого класса — считанные единицы», — комментировал сложившуюся ситуацию Михаил Каменский — генеральный директор Sotheby’s в России и странах СНГ.

Джо Викери, глава Департамента  русского искусства, высоко оценила прошедшие торги: «Это была очень хорошая неделя как для русского искусства, так и для Sotheby’s в целом. Рынок растёт очень быстро. В него вливаются новые покупатели на всех уровнях — самые значительные, в сегменте дорогого  искусства. Мы очень рады тому, что было представлено международной публике девять  ведущих фотографов советской эпохи в рамках нашего нового направления на наших торгах».

Значимых  результатов достиг  и Christie’s.  «Натюрморт с фруктами» Ильи Машкова ушёл  за рекордные  для произведений  художника 4,76 млн. фунтов,  при  оценке  –  1-1,5 млн. фунтов.  Написанный в 1910 году  натюрморт экспонировался  на первой выставке «Бубнового валета». Начиная с 1920-х годов,  картина находилась в собрании голландского коллекционера Уильяма Бэффи, его наследники и сдали её на торги.  Бэффи был страстным собирателем русских  и немецких экспрессионистов. Ныне многие работы из его  коллекции находятся в крупнейших европейских музеях.

Другим  важным лотом  стала одна из работ серии «Святыни и твердыни» Николая Рериха, проданная  за 482 тыс. фунтов, несколько ниже верхней планки эстимейта. Был у  Christie’s и свой Фешин  –  очаровательный «Портрет Кати», он  нашёл ценителя  за 385,9 тыс. фунтов.

Успешно реализовались десять работ из коллекции наследников Марии Якунчиковой – общая сумма ухода составила  172 тыс. фунтов. Хорошо продались  три работы Богданова-Бельского: здесь самого высокого итога в 217,8 тыс. фунтов достигло его «Окно, открытое в сад». Несколько дороже –  за 266,8 тыс. фунтов продался «Вид горы Арарат» Сарьяна, «Дом на набережной» из парижского периода Фалька ушёл за 181,8 тыс. фунтов. Высокую  сумму ухода (205 тыс. фунтов)  продемонстрировала майолика Врубеля.

В стринге  ДПИ  впечатляющего результата –  481,9 тыс. фунтов, впрочем,  как и ожидалось, достигла редчайшая пурпуриновая шкатулка со вставками золота двух цветов. Шкатулка является самым крупным изделием из пурпурина, появлявшимся на рынке за последние тридцать лет. В своё время она была приобретена леди Пейджет в лондонском отделении фирмы Фаберже в 1915 году. Традиционно для Christie’s  коллекция предметов Фаберже очень хорошо разошлась –  продано 95% всех выставленных лотов на общую сумму около 1,1 млн. долл.  
«Продажи в денежном выражении у нас выросли примерно в 3 раза по сравнению с июнем прошлого года, и это прекрасный результат. Общий итог июньских торгов — 11,9 млн. фунтов  (летом 2009 года было чуть больше 4 млн. фунтов) — подытожил  Алексей Тизенгаузен, глава международного отдела Christie’s.   

Продажи даже превысили по объёму ноябрьские торги 2009 года, но выражать бурный восторг Тизенгаузен не стал: «Радоваться на этом рынке всегда опасно, но атмосфера гораздо лучше, чем год назад. Сегодня люди ищут вещи интересные, уникальные, в хорошем состоянии и при этом «свежие» на рынке».

MacDougall’s  также остался доволен  результатами своих торгов — общий итог  составил 9,4 млн. фунтов. Хотя уникальная работа Михаила Нестерова «Странники. За Волгой», демонстрируемая в Москве,  не оправдала надежд, — при эстимейте 1,4-3 млн. фунтов  она принесла 1,89 млн. фунтов. Эта картина задумывалась художником как продолжение знаменитых работ «Путник (Странник)», ныне  хранящихся в Третьяковской и Тверской галереях. Художник всю жизнь работал над созданием образа Христа-странника, постоянно возвращался к нему.

Самой дорогой картиной, проданной  у MacDougall’s, стала «Вечерняя заря» Ивана Шишкина, за неё  заплатили 2,16 млн. фунтов, что стало рекордом для произведений русского пейзажиста.  Ещё один мировой рекорд для художника, пусть и не такой заметный, как у работы Шишкина, поставил «Пейзаж с фигурами» Александра Древина, который  продали  за 102 тыс. фунтов. Картина Константина Коровина «Летнее утро. Охотино», которая оценивалась экспертами в 600-800 тыс. фунтов, реализована  за 747 тыс. фунтов.

Директор аукционного дома MacDougall’s Екатерина Макдугалл отмечает, что коллекционеры русского искусства следуют основным мировым художественным трендам. Оценивая итоги Русской недели, она точно охарактеризовала  современные тенденции: « Девятнадцатый век продался не очень сильно, а вот русский авангард, Серебряный век стали самыми модными, и это говорит о том, что в торгах участвуют уже опытные коллекционеры. Есть чёткий пласт топ — покупателей, которые берут топовые работы и бьются почти до конца. Сегодня востребованы работы очень дорогие, можно сказать, уникальные. В то же время интересом пользуются и совсем дешевые вещи.  В дорогие предметы инвестируют, а вещи нижней ценовой категории  покупают для своего удовольствия. Мы наблюдаем эту тенденцию не только на рынке русского искусства. Эта ситуация сегодня характерна и для международного рынка.  Сегмент русского искусства нынче  очень сильный».

Bonhams продал  привозимую в Москву на предаукционный показ картину «Труды Богоматери» Николая Рериха за рекордные 7,88 млн. фунтов. Во время московского показа озвучили её эстимейт  — 0,8–1,2 млн. фунтов, однако уже перед самим аукционом  оценка возросла до  2,5–3,5 млн. фунтов – тем триумфальнее оказался итог (для самых недоверчивых читателей отметим, что  покупатель находился в зале). Это мировой рекорд для этого мастера.

На  тех же торгах Bonhams замечательно продал  произведение прославленного ташкентца Александра Волкова «Дети-музыканты»  — более 2 млн. фунтов, при весьма скромной оценке — 200-400 тыс. фунтов. Несколько огорчила устроителей продажа портсигара, который Императрица Александра Фёдоровна преподнесла своему супругу Николаю II по случаю рождения дочери Татьяны. Он  реализован за неожиданно скромную сумму в 205 тыс. фунтов, что в рамках  эстимейта.

Итак, на международном рынке цены озвучены.  Акценты расставлены. Коснутся ли они внутреннего арт-пространства  — покажет время.

Обзор подготовлен по материалам аукционных домов Надеждой  Назаревской.

(c) 2013 ООО «Среди коллекционеров». При полном или частичном использовании материалов с нашего сайта ссылка на collectors.ru обязательна.

Похожие новости

Поделиться

(0) Число комментариев

Обсуждение закрыто.

Яндекс цитирования